Исследование рынка колбасных изделий

10109

Z&G.Branding проводила исследование рынка колбасных изделий в 2010 и 2015 годах в Екатеринбурге. В данной статье мы рассмотрим, какие изменения произошли на рынке за пять лет.

Исследование рынка колбас проводилось в продуктовых сетях. В опросе 2015 года принимали участие покупатели из Екатеринбурга, при этом 95 % участников составили женщины. 38 % респондентов находятся в возрасте от 30 до 39 лет, 54 % состоят в браке.1

В исследовании были собраны данные относительно следующих марок: «Черкашин», «Рефтинская», «Карамышев», «Велес», «Доброгост», «Ермолинские колбасы», «Хороший вкус», «Мясная классика», «Царицыно», «Микоян», «Атяшево», ЕМК, «Жуковский», «Дымов», «Щедрый вкус» и другие.

В исследовании мы задавали вопрос на известность марок. Благодаря полученным результатам мы можем сказать, что за пять лет сменились лидеры рынка колбас: среди первых называют марки «Черкашин» (29,5 %), «Рефтинская» (13,5 %) и «Карамышев» (8,5 %), тогда как в 2010 тройку лидеров составляли «Черкашин» (76 %), ЕМК (60 %), «Хороший вкус» (56 %). Хотя бренд «Черкашин и партнеръ» и продолжает лидировать, он заметно потерял свои позиции.

Чтобы оценить восприятие брендов потребителями, мы попросили их высказать свои ассоциации с той или иной маркой, представленной на рынке. Можно отметить, что по сравнению с результатами анализа рынка колбасных изделий в 2010 ассоциации стали менее сдержанными и сводятся к субъективной оценке (нравится/не нравится, хорошая/плохая).

Также можно сказать, что изменились причины, по которым предпочитают ту или иную марку колбасы. Люди стали больше обращать внимание на соответствие продукта стандартам качества. Наиболее важными для потребителей остаются вкус и доверие к компании-производителю.

Благодаря возможности сравнить данные двух маркетинговых исследований рынка колбас можно увидеть, как сильно потеряли или, напротив, набрали вес те или иные бренды. Чаще всего покупают колбасы «Черкашин», «Рефтинская» и «Карамышев» вместо «Хороший вкус» и ЕМК. В таблице приведены изменения в популярности марок. Больше всего в позициях потерял бренд ЕМК, но падение его популярности началось еще в 2010.

Марка

2010

2015

 

Пробовали

Покупают

Пробовали

Покупают

ЕМК

67,7

26,1

36,5

16,5

Хороший Вкус

62,5

50

41,5

20,5

Черкашин

61,5

47,8

56,5

42

Атяшево

20,8

0

35,5

11,5

Карамышев

15,6

2,2

41,5

31,5

 

В 2015 году также можно отметить, что колбасы «Хороший вкус» часто пробовали, но теперь предпочитают выбирать другие марки. Это может свидетельствовать о хорошем продвижении, но недостаточном качестве продукта.

Вес покупаемого продукта стал меньше колебаться, все больше потребителей предпочитают приобретать 300–500 г колбасы. Также можно отметить, что сократился разрыв между объемами покупки в зависимости от частоты приобретения. Если в 2010 разрыв составлял 204,5 г, то в 2015 он сократился до 144 г. Вместе с тем средний вес одной покупки немного вырос.

Частота

Средний вес, 2010

Средний вес, 2015

Один раз в месяц

385

355

Два раза в месяц

334,5

470

Раз в неделю

430,45

461

Чаще, чем раз в неделю

538,75

499

В целом по массиву

433,64

463

 

Следующая таблица показывает зависимость реакции на отсутствие марки от спонтанности покупки. Потребители стали менее склонными к тому, чтобы отложить покупку или отправиться на поиски любимой колбасы, что показывает снижение лояльности к маркам. Большинство респондентов, вне зависимости от спонтанности покупки, выбирают похожую колбасу. Также более чем в два раза снизилось количество респондентов, заранее знающих, продукт какой марки они намерены приобрести.

Решение Заранее знает, 2010 Решение у полки, 2010 Заранее знает, 2015 Решение у полки, 2015
Отложу покупку 28,8 5,9 10 10
Пойду искать свою марку 27,3 38,2 15 11
Куплю похожую колбасу 33,3 44,1 59 57
Куплю любую другую 9,1 11,8 14 18

 

Рассмотрим изменение значимости факторов, влияющих на покупку колбасы. Сильнее всего возросла важность вкуса (на 1,19 балла), а вот советам друзей и родственников, напротив, стали доверять значительно меньше (1,12 балла). Важность производителя для респондентов осталась на прежнем уровне.

Фактор

2010

2015

Разница

Марка колбасы

8,53

7,98

-0,55

Производитель

8,5

8,51

0,01

Вкус колбасы

8,35

9,54

1,19

Цена

7,94

8,34

0,4

Советы друзей, родственников

7,53

6,41

-1,12

Цвет колбасы

7,35

8,11

0,76

Дизайн упаковки

7,13

6,89

-0,24

Реклама

6,03

5,74

-0,29

 

В целом потребители предпочитают приобретать вареные колбасы (их выбирают 64 % опрошенных), на втором месте различные виды сосисок и сарделек (58 %), на третьем ветчины (54 %). Реже всего потребители выбирают деликатесы и ливерные колбасы (их отметили всего 8,5 % респондентов).

В целом проведенные маркетинговые исследования колбас показывают изменения, произошедшие на рынке колбас, изменение предпочтений потребителей, их лояльность и потребительское поведение. Анализ рынка колбас, проводимый регулярно, позволяет выявить тенденции, существующие в этом сегменте, а также определить наиболее влиятельных конкурентов и тех, кто может стать ими в ближайшей перспективе.

Посмотреть презентации исследований можно здесь.

Смотрите также:

Хотите узнать больше про маркетинговые исследования? Читайте здесь.

  • 4
    Shares

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Проекты