Z&G.Branding проводила исследование рынка колбасных изделий в 2010 и 2015 годах в Екатеринбурге. В данной статье мы рассмотрим, какие изменения произошли на рынке за пять лет.
Исследование рынка колбас проводилось в продуктовых сетях. В опросе 2015 года принимали участие покупатели из Екатеринбурга, при этом 95 % участников составили женщины. 38 % респондентов находятся в возрасте от 30 до 39 лет, 54 % состоят в браке.
В исследовании были собраны данные относительно следующих марок: «Черкашин», «Рефтинская», «Карамышев», «Велес», «Доброгост», «Ермолинские колбасы», «Хороший вкус», «Мясная классика», «Царицыно», «Микоян», «Атяшево», ЕМК, «Жуковский», «Дымов», «Щедрый вкус» и другие.
В исследовании мы задавали вопрос на известность марок. Благодаря полученным результатам мы можем сказать, что за пять лет сменились лидеры рынка колбас: среди первых называют марки «Черкашин» (29,5 %), «Рефтинская» (13,5 %) и «Карамышев» (8,5 %), тогда как в 2010 тройку лидеров составляли «Черкашин» (76 %), ЕМК (60 %), «Хороший вкус» (56 %). Хотя бренд «Черкашин и партнеръ» и продолжает лидировать, он заметно потерял свои позиции.
Чтобы оценить восприятие брендов потребителями, мы попросили их высказать свои ассоциации с той или иной маркой, представленной на рынке. Можно отметить, что по сравнению с результатами анализа рынка колбасных изделий в 2010 ассоциации стали менее сдержанными и сводятся к субъективной оценке (нравится/не нравится, хорошая/плохая).
Также можно сказать, что изменились причины, по которым предпочитают ту или иную марку колбасы. Люди стали больше обращать внимание на соответствие продукта стандартам качества. Наиболее важными для потребителей остаются вкус и доверие к компании-производителю.
Благодаря возможности сравнить данные двух маркетинговых исследований рынка колбас можно увидеть, как сильно потеряли или, напротив, набрали вес те или иные бренды. Чаще всего покупают колбасы «Черкашин», «Рефтинская» и «Карамышев» вместо «Хороший вкус» и ЕМК. В таблице приведены изменения в популярности марок. Больше всего в позициях потерял бренд ЕМК, но падение его популярности началось еще в 2010.
Марка |
2010 |
2015 |
||
Пробовали |
Покупают |
Пробовали |
Покупают |
|
ЕМК |
67,7 |
26,1 |
36,5 |
16,5 |
Хороший Вкус |
62,5 |
50 |
41,5 |
20,5 |
Черкашин |
61,5 |
47,8 |
56,5 |
42 |
Атяшево |
20,8 |
0 |
35,5 |
11,5 |
Карамышев |
15,6 |
2,2 |
41,5 |
31,5 |
В 2015 году также можно отметить, что колбасы «Хороший вкус» часто пробовали, но теперь предпочитают выбирать другие марки. Это может свидетельствовать о хорошем продвижении, но недостаточном качестве продукта.
Вес покупаемого продукта стал меньше колебаться, все больше потребителей предпочитают приобретать 300–500 г колбасы. Также можно отметить, что сократился разрыв между объемами покупки в зависимости от частоты приобретения. Если в 2010 разрыв составлял 204,5 г, то в 2015 он сократился до 144 г. Вместе с тем средний вес одной покупки немного вырос.
Частота |
Средний вес, 2010 |
Средний вес, 2015 |
Один раз в месяц |
385 |
355 |
Два раза в месяц |
334,5 |
470 |
Раз в неделю |
430,45 |
461 |
Чаще, чем раз в неделю |
538,75 |
499 |
В целом по массиву |
433,64 |
463 |
Следующая таблица показывает зависимость реакции на отсутствие марки от спонтанности покупки. Потребители стали менее склонными к тому, чтобы отложить покупку или отправиться на поиски любимой колбасы, что показывает снижение лояльности к маркам. Большинство респондентов, вне зависимости от спонтанности покупки, выбирают похожую колбасу. Также более чем в два раза снизилось количество респондентов, заранее знающих, продукт какой марки они намерены приобрести.
Решение | Заранее знает, 2010 | Решение у полки, 2010 | Заранее знает, 2015 | Решение у полки, 2015 |
Отложу покупку | 28,8 | 5,9 | 10 | 10 |
Пойду искать свою марку | 27,3 | 38,2 | 15 | 11 |
Куплю похожую колбасу | 33,3 | 44,1 | 59 | 57 |
Куплю любую другую | 9,1 | 11,8 | 14 | 18 |
Рассмотрим изменение значимости факторов, влияющих на покупку колбасы. Сильнее всего возросла важность вкуса (на 1,19 балла), а вот советам друзей и родственников, напротив, стали доверять значительно меньше (1,12 балла). Важность производителя для респондентов осталась на прежнем уровне.
Фактор | 2010 | 2015 | Разница |
Марка колбасы | 8,53 | 7,98 | -0,55 |
Производитель | 8,5 | 8,51 | 0,01 |
Вкус колбасы | 8,35 | 9,54 | 1,19 |
Цена | 7,94 | 8,34 | 0,4 |
Советы друзей, родственников | 7,53 | 6,41 | -1,12 |
Цвет колбасы | 7,35 | 8,11 | 0,76 |
Дизайн упаковки | 7,13 | 6,89 | -0,24 |
Реклама | 6,03 | 5,74 | -0,29 |
В целом потребители предпочитают приобретать вареные колбасы (их выбирают 64 % опрошенных), на втором месте различные виды сосисок и сарделек (58 %), на третьем ветчины (54 %). Реже всего потребители выбирают деликатесы и ливерные колбасы (их отметили всего 8,5 % респондентов).
В целом проведенные маркетинговые исследования колбас показывают изменения, произошедшие на рынке колбас, изменение предпочтений потребителей, их лояльность и потребительское поведение. Анализ рынка колбас, проводимый регулярно, позволяет выявить тенденции, существующие в этом сегменте, а также определить наиболее влиятельных конкурентов и тех, кто может стать ими в ближайшей перспективе.