Термин архетип был впервые предложен Юнгом в начале ХХ века. Архетипы – составляющие коллективного бессознательного – преобразуют накопленный опыт человечества в универсальные модели поведения.
Данное понятие применимо не только к литературным персонажам, но и к брендам. Конечно, такое деление относительно и снижает важность исследований, однако знание архетипа бренда может подсказать неожиданные маркетинговые ходы, а также вдохнуть новые образы в привычную коммуникацию.
Архетипов существует множество. Мы разберем самые часто встречающиеся среди брендов (по классификации Эмили Беннет).
Архетипы порядка
«Правитель»
Этот архетип требует к себе особого внимания. Короля делает свита, поэтому смотрите на антураж. Архетип «правителя» воплощает в себе представление о верховной власти, это может быть как император, так и более современный вариант – президент. Такой образ подходит лидерам рынка. Эксклюзивность и статус – вот его кредо.
Первый дворъ.Мясные деликатесы
«Заботливый»
Этот архетип тесно связан с образом матери. Как мать проявляет бесконечную заботу о своем ребенке, стремясь сделать для него мир комфортным и безопасным местом, так и эти бренды окружают клиента вниманием и теплом. Интересно, что с изменением роли отца в современном мире стали появляться бренды, наполненные «отеческой заботой», но тем не менее принадлежащие к данному архетипу. Также этот образ является воплощением безопасности, поэтому его с успехом могут использовать страховые агентства и агентства недвижимости.
Вкусномама. Детское питание и каши
«Созидающий»
Этот архетип воплощает образ Творца, стремящегося сделать мир совершенным. Он будит в людях творческое начало, стимулирует полет фантазии. Часто к такому решению прибегают DIY-бренды. Здесь важно самовыражение, реализация своих идей, творческое начало.
Архетипы стремления к идеалу
«Эксперт»
Мудрец, который одержим идеей познания, но вместе с тем именно он является хранителем тайн этого мира. Современное воплощение мудреца – ученый. Этот архетип хорош для брендов, представляющих на рынке новые технологии. Стоит помнить, что даже мудрец может быть подвержен тени, когда отрешается от реального мира, погружаясь в свои идеи, непонятные обычным людям.
«Простодушный»
Архетип мечты об утерянном мире детства, когда все казалось удивительным, а счастье приносили самые простые вещи. Этот архетип обращается к внутреннему ребенку. Его основные ценности просты и понятны каждому – искренняя дружба, близость с родными.
«Исследователь»
Архетип, воплощающий в себе тягу к приключениям, стремление вырваться из рутины, открыть себя и мир заново. «Исследователь» бросает вызов сам себе, преодолевая преграды, казавшиеся неприступными. Он отправляется в путь, чтобы найти что-то новое, ранее неизведанное.
Teagrafia. Чай и кофе со всего света
Архетипы, связанные с желанием оставить след в мире
«Бунтарь»
Архетип человека, рискнувшего бросить вызов, благородного разбойника. Чаще используется мужскими брендами. Тот, кто отказывается играть по правилам, охотно откликнется на такие предложения. Не обязательно это должен быть «подростковый бунт», бренды, нацеленные на более взрослую аудиторию, говорят о сломе шаблонов и выходе за рамки.
«Маг»
«Магу» подвластны скрытые силы, недоступные окружающим. Его образ окутан мистическим флером. Воплощением «мага» может быть и средневековый алхимик, и шаман северных народов, и восточный мистик, и лесная колдунья. «Маг» – это также воплощение духовных сил, особого, очень тонкого восприятия мира. Он тесно связан с природой. Этот архетип часто используется косметическими компаниями, подчеркивающими использование особых ингредиентов.
Чистолесье. Пиво на лесной воде.
«Герой»
Приверженцы архетипа «героя» – сильные и волевые личности, которые не сгибаются под гнетом обстоятельств, они способны принять вызов и победить. Сильные и уверенные, они ведут мир к лучшему. «Герой» способен проиграть, но не сдаться, в следующем сражении его обязательно ждет победа. Если «искатель» сам бросает себе вызов, то «герой» зачастую вынужден действовать под влиянием внешних обстоятельств, и в этом открывается его сила.
Чкалов. Одежда.
Архетипы связи с другими
«Любовник»
Такие бренды влюбляются в потребителя, превозносят его, заставляя почувствовать себя особенным. Они чувственны и умеют соблазнять. Это не всегда женские бренды, и не всегда они относятся к высокому ценовому сегменту – идеи гедонизма и удовольствия близки многим.
Loveriz. Игристое вино
«Шут»
«Шут» бросает вызов скуке. Он беззаботный весельчак и балагур. «Шут» может сказать что угодно и кому угодно. Этот архетип часто используют подростковые и детские бренды, но и более взрослые компании могут с успехом прибегать к нему.
«Обыватель»
Такой же, как все, обычный. Знает, какие проблемы волнуют потребителя, и точно знает, как с ними справиться. Он по-соседски понимающий и непритязательный. Главными ценностями таких брендов являются простота и честность, они готовы прийти на выручку в любой момент. Радость будней, тихое счастье – вот идеал этого архетипа.