Российские типологии целевой аудитории

10090

Для производителя, если он выпускает востребованный и актуальный продукт, важно доскональное знание характеристик своей целевой аудитории, понимание ее предпочтений, ожиданий и запросов. Без этого невозможно не то, что добиться успеха, — нельзя даже гарантировать продолжительное существование марки на рынке. Характеристики целевой аудитории включают в себя географические и социально-демографические признаки, а также психологические особенности, продиктованные уровнем дохода, образом жизни, ценностными ориентациями и культурными установками. По этим показателям россияне отличаются от западного потребителя, демонстрируя собственные принципы покупательского поведения.

 height=

Особенности типологии российского потребителя

При изучении особенностей типологии российского потребителя учитывается целый ряд факторов, в числе которых:

—        социально-демографический состав семьи;

—        уровень дохода;

—        соотношение работающих и неработающих членов семьи;

—        количество детей в семье и др.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о роли, которая отводится мужчине и женщине в принятии решения о покупке. Как правило, глава семьи оказывает влияние на финансовую сторону потребления, а вот ее качественную сторону определяет хозяйка. Более того, нередко именно женщина планирует основные и второстепенные статьи расходов. Роли в семье могут распределяться следующим образом:

—        инициатор – тот, кто подает идею совершения покупки и приводит доводы в ее пользу (инициатором может выступать практически любой член семьи, даже ребенок);

—        эксперт – тот, чье мнение признается значимым и оценочным при решении о покупке (например, бабушка – в вопросах приобретения детского питания);

—        принимающий решение – тот, кто принимает итоговое решение о трате денег на товар/услугу, определенную торговую марку;

—        покупатель – тот, кто непосредственно совершает покупку: расплачивается на кассе;

—        пользователь – тот, кто использует приобретенный продукт (например, ребенок, для которого папа купил детское питание по совету бабушки).

Культура потребления у россиян тесно связана с общей культурой и менталитетом и испытывает сильное влияние советского опыта и западных традиций. Это находит выражение, в том числе и в том, что российский покупатель, как правило, охотно отзывается на призыв «поддержать отечественного производителя» (в некоторых категориях товаров, например, продукты питания), а в вопросах качества больше ориентируется на товары и услуги европейского происхождения. Эти и другие особенности нашли отражение в классификации типов целевой аудитории.

Классификация

по ролям

Классификация

по мотивации

Модель сегментирования VALS (стремление к идеалу, достижениям, самовыражению)

«Купец» — ценит надежность, отдает предпочтение известным брендам

Реализовавшиеся – уже многого достигли, а потому выбирают надежность и гарантированное качество, выбирают традиционные товары и обладают высоким потребительским потенциалом

Добивающиеся – отдают приоритет успеху и карьерному росту, созданию семьи, предпочитают размерность жизни и стабильность, отдают предпочтение престижным маркам и товарам, экономящим время

«Казак» — превыше всего ставит выгоду, стремится выделиться и покупает уникальные марки

Спонтанные – явно выраженных потребительских предпочтений не выказывают, а потому их покупательское поведение носит импульсивный характер; потребительский потенциал средний

Творцы – постоянно стремятся к улучшению жизненных условий, комфорту, предпочитают практичные товары

«Бизнесмен» — опирается на рациональные мотивы потребления, питает слабость к инновациям

Новаторы – интересуются новым, выбирают активное времяпрепровождение, надежность, заботу о здоровье, обладают высоким потребительским потенциалом

Инноваторы – не боятся пробовать новое, обладают хорошим вкусом, являются активными покупателями

«Студент» — в своем поведении хочет быть, как все, стремится к показному престижу, ищет товары со сниженными ценами

Стремящиеся вверх -ориентируются на более престижное потребление и новаторство, представление, представление о которых получают благодаря рекламе, потребительский потенциал не очень высок

Старающиеся – стараются не отстать от моды, подражать людям с более высоким достатком, но ограничены в финансах, импульсивны в покупках и экономны в приобретении малозначительных товаров

«Русская душа» — ценит чужой авторитет, покупает известные марки

Стабильные – принимая во внимание надежность и качество, делают выбор в пользу более дешевого товара/услуги, тяготеют к известным маркам, обладают потребительским потенциалом чуть выше среднего

Мыслители –руководствуются максимумом полученной информации для того, чтобы принять обоснованное и взвешенное решение о покупке, ищут оптимальное соотношение «цена-качество», открыты новым веяниям

 

Традиционалисты – демонстрируют приверженность к традиционным ценностям и склонны к покупкам «про запас», обладают невысоким потребительским потенциалом

Последователи – консервативнее мыслителей, опираются на общепринятые нормы, предпочитают проверенные марки, готовы поддерживать отечественных производителей

 

 

Экспериментаторы – легко увлекаются и легко утрачивают интерес, хотят разнообразия и новых впечатлений

 

 

Выживающие – ценят безопасность, ориентируются на значимые потребности, выбирают проверенные марки и товары с более низкой стоимостью

 

Западные производители уже давно осознали ограниченность классификации целевой аудитории исключительно по социально-демографическим и географическим признакам, оторвано от стиля жизни и психологических особенностей потребителя. Между тем, тенденции покупательского поведения находятся под сильным влиянием воспитания, привычек и мировоззрения.

В своей работе специалисты Z&G.Branding опираются на различные подходы в классификации целевой аудитории в зависимости от пожеланий клиента. Благодаря этому создается четкий и достоверный портрет потребителя, который используется в дальнейшем для разработки и продвижения бренда. 

www.zg-brand.ru

Смотрите также:

Заказывайте разработку бренда в нашей компании.

 

 

  • 2
    Shares

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Проекты