Разработка брендов продовольственных товаров, а особенно рыбы и морепродуктов требует к себе внимательного и скрупулезного отношения. В супермаркете товар в прямом смысле окружен конкурентами, которых может быть около десятка, включая собственные торговые марки сети, которые заведомо выигрывают в «ценовой гонке». Среди множества упаковок, лежащих в морозильном ларе, потребитель должен выбрать именно ваш продукт, а ведь выбор осуществляется в считанные секунды, а иногда и доли секунд. Особенно важен брендинг для продуктов, только планирующих появление на рынке – они не только должны привлечь внимание, но и вызвать у потребителя сильное доверие, чтобы он сделал выбор не в пользу привычной марки. Рыба и морепродукты относятся к тем продовольственным товарам, которые не получится продвигать при помощи дегустаций, что затрудняет выход товара, поэтому название, логотип, упаковка – все это оказывает огромное влияние на продажи.
Как и любую разработку бренда (а это касается не только создания новой марки, но и ребрендинга) следует начинать с проведения исследований. Важно четко представлять вашу целевую аудиторию, их потребности и незакрытые «боли». Изучение целевой аудитории поможет не только правильно спозиционировать продукт или создать «правильную» упаковку, но и более четко определить будущие каналы дистрибьюции. Не меньшее значение стоит уделить и изучению конкурентов – возможно, на рынке уже существует продукт с позиционированием, аналогичным тому, что хотели бы предложить вы.
Вторым важным этапом является разработка позиционирования – уникальной идеи, позволяющей вам обратить на себя внимание в ряду конкурентов. К сожалению, многие компании пренебрегают данным этапом, что негативно сказывается на их позициях.
После проведенных работ, опираясь на данные исследований и разработанное позиционирование, можно переходить к созданию названия и визуальной идентификации бренда: логотипу, фирменному стилю, упаковке.
Разберем создание бренда рыбной продукции на конкретных примерах. Они ориентированы на разную целевую аудиторию и обращаются к разным ценностям.
Рыбный бренд «ЧудоМоре» ориентирован прежде всего на семейную аудиторию. Он поднимает тему всеми любимых сказок, тем самым возвращая потребителя в детство. Это хорошо воздействует на молодых мам, у которых идет этап частичной идентификации с ребенком, поэтому такой бренд будет им близок.
Задачей было создать торговую марку (название, логотип) для массмаркета. Проект должен быть должна быть понятным и простым.
Для поддержания образа в сознании потребителей мы сочинили небольшую сказку, которую можно испольовать в рекламных коммуникациях бренда:
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил на свете один рыбак, и не было ему ничего милее ветра, моря и солнца. Не раз он уходил в море ловить рыбу, и всякий раз его сети оказывались полны улова. Стали в деревне поговаривать про рыбака, мол, дело нечисто, связался он с силами потусторонними. И, вот, решили деревенские проследить за рыбаком, подослали к нему паренька посмышленее, вроде как в ученики, а мальцу строго-настрого наказали смотреть в оба да все примечать.
И вот вышли на промысел рыбак да ученик, солнце светит, волны плещут, чайки летают. Рыбак смотрит вокруг и радуется. Раз сети закинули — вытащили полные, второй раз – снова чудо улов. Не выдержал ученик, стал умолять рыбака рассказать про чудо. Засмеялся рыбак и говорит:
— Нет здесь никакого чуда. Весь секрет в том, что нужно дело свое любить. Когда ты к морю с теплотой, тогда и оно тебя радует».
Для того, чтобы эмоционально окрасить бренд, было разработано простое и легкое название «ЧудоМоре». Оно не только навевает ассоциации с русскими сказками, которые отзываются приятными воспоминаниями о детстве у российских потребителей, но и вызывает положительные эмоции и легко запоминается.
Для того, чтобы сделать образ более полным был создан логотип с известным персонажем – Золотой рыбкой, живущей в Чудо-море. Загадайте желание, побалуйте себя вкусной и качественной рыбой.
Другой бренд «Русский Улов» имеет интересную историю создания. Разрабатывать проект мы начали еще в 2014 году до ввода санкций. Изначально рассматривалось две концепции: классическая «норвежская» и «русская» рыба. К счастью, клиент доверился нам, и бренд получился « в тренде».
Чтобы разработать название для рыбного бренда, мы проработали более 300 различных вариантов. В итоге было согласовано название «Русский улов». Рыба для этой марки вылавливается только на территории России, в самых чистых, а поэтому труднодоступных регионах северных морей. Название обращается к патриотической гордости потребителя, взывает к это любви к Отечеству. Кроме этого есть и дополнительная ценность – продукты русского производства подвергаются меньшей обработке, ведь их не приходится транспортировать на дальние расстояния, а значит сохраняют больше полезных микроэлементов.
Эмблемой логотипа стал медведь – символ России. В упаковке важное внимание уделено возможности потребителя визуально оценить продукт – на упаковке есть прозрачная область – сеть, брошенная с корабля.