Брендинг городов стал довольно популярен в России. Конечно, сейчас этот тренд уже не столь популярен, но потребность в таких услугах сохраняется. Брендирование территорий имеет свои особенности. Мало просто нарисовать логотип и выпустить сувенирную продукцию с ним. Разработка бренда города – это серьезная задача, к которой нельзя отнестись легкомысленно.
Первым этапом разработки является тщательный сбор информации. Значение имеет все! История города, его социально-экономическое состояние, развитие инфраструктуры, мнение различных социальных групп жителей, восприятие города в других регионах и за рубежом, культурное наследие, знаменитые люди, рожденные здесь. Бренд города должен передавать его суть, идентичность. Он должен быть близок и понятен разным группам населения. Невозможно создать качественный и успешный бренд на пустом месте, необходимо отталкиваться от уже существующего восприятия.
Кроме уже сложившегося образа города необходимо учитывать :
— Общемировые и локальные тренды в развитии общества, экономики, технологий, окружающей среды и их влияние на город.
— Возможности с высоким потенциалом роста уже представленные в городе. Что будет наиболее перспективно для развития, учитывая сложившуюся обстановку и ресурсы.
— Что необходимо для раскрытия особенностей города? На каких новых возможных аспектах образа стоит сконцентрироваться?
— Насколько уникальны и оригинальны выбранные аспекты?
— Есть ли возможность внешней поддержки города в его развитии?
— Как соотносятся самое прибыльное для города направление деятельности и те векторы, которые были выбраны для создания идентичности города и требуют развития?
Такая проработка вопроса позволит выявить как те элементы, на основе которых строится образ, так и те, которые необходимо развивать для создания яркого бренда. Это могут быть изменения инфраструктуры, налоговой политики, взаимодействия государственных структур и бизнеса и др.
Когда стратегия выбрана, важно обратить внимание, что образ города должен поддерживаться на всех уровнях. Развитие бренда – это не ряд отдельных мероприятий и не ответственность только маркетингового и пиар отделов. Образ должен транслироваться и высшими и более мелкими чиновниками.
Чтобы выполнить задачу по созданию качественного бренда необходимо:
— четко и ясно сформулировать лаконичную и амбициозную, но вместе с тем реалистичную позицию и образ бренда;
— создать позиционирование бренда, на основе ценностей, подходов, принципов и характеристик населения;
— проработать стратегию развития города и ее основные этапы, учитывая навыки, ресурсы и компетенции;
— вносить эффективные изменения, полезные целевой аудитории;
— выстроить коммуникацию с внутренними сторонами влияния;
— применять различные средства маркетинговых коммуникаций;
— работать последовательно.
Существует множество удачных примеров брендинга городов. Наверное, самым известным примером является компания «I love NY». У Нью-Йорка образ современного, быстрого, шумного города для амбициозных людей, жаждущих доказать, на что они способны. Это город больших денег и больших возможностей. Нью-Йорк очень толерантен, ведь в нем собралось множество таких разных, непохожих друг на друга, но безусловно талантливых людей. Знаменитый логотип I love NY»,где love заменено красным сердцем. Был разработан в 1997 году. Его автором стал Милтон Глейзер. Интересно, что компания разрабатывалась для штата, а не города в отдельности. Забавный факт, предполагая, что рекламная компания будет краткосрочной, дизайнер создал логотип бесплатно. Логотип имеет множество подражателей.
Другим интересным примером является Лас-Вегас. Город развлечений, безудержного веселья и безумных поступков. Рекламную компанию для города проводило агентство R&R Partners. Благодаря проведенным опросам, они выяснили, что люди ценят Вегас за возможность совершать безумства, но каждый вкладывал в это что-то свое. Компании удалось найти слоган, отражающий это представление: «What Happens Here, Stays Here» («То, что здесь случается, здесь и остается»). В рекламе показывали различные немыслимые истории, однако оставляя простор для фантазии потребителей. Слоган стал настолько популярен, что его начали активно использовать в фильмах, книгах и сериалах. Компания была завершена в 2003 году, но фраза и по сей день не забыта.
Ежегодно в Вегас приезжает тридцать семь с половиной миллионов туристов. Ежедневно ими снимается около 135000 номеров в отелях. И в немалой степени это заслуга знаменитой рекламной компании. Людям нравится потакать своим слабостям, каждых хочет позволить себе немного свободы, совершить небольшое безумство.
Смотрите также: