В обычных обстоятельствах мы мыслим рынок через метафору войны: мы боремся с конкурентами за клиентов, сотрудников и место на рынке, разрабатываем стратегию и тактику, просчитываем маневры, ориентируемся на слабости и ищем узкие места в бизнесе конкурента. В этой логике победитель всегда один – ты либо выиграл, либо погиб. Но в кризис пришло время подумать, так ли оно на самом деле? Или синергия и кооперация способны принести гораздо больше пользы вашему бизнесу?
В ситуации когда страдают целые отрасли, важно научиться видеть в бывшем противнике партнера, договариваться и искать способы спасти рынок. Ваш общий рынок.
Кооперация поможет отстоять интересы
Салоны красоты и товары для животных попали под исключение на ограничение работы во время «карантикул» благодаря объединению усилий, а многие арендаторы сообща успешно отстаивают свои интересы перед арендодателями. Лоббировать интересы перед регулирующими органами проще сообща – вместе добиваться снятия ограничений на работу, попадать в списки системообразующих предприятий и жизненно важных товаров, заваливая обращениями все существующие органы и инстанции, привлекая внимание СМИ и общественности.
Этот так и не введенный карантин когда-нибудь закончится, но снятия ограничений будут постепенными. Кто выйдет из изоляции первым, а кто последним? Какие отрасли получат господдержку, а какие будут выживать сами? Вот ключевые вопросы сегодняшних лоббистских кампаний. В одиночку такое не провернуть ни одному бизнесу.
Кооперация и экономия на инфраструктуре
Запустить с нуля интернет-магазин, разобраться в digital-маркетинге, привлечь на новую площадку свою аудиторию и все это в сжатые сроки при минимальных бюджетах – невыполнимые задачи. А идти к агрегатору понимая, что если он не заберет своей комиссией всю прибыль сейчас, то точно перехватит вашу аудиторию в долгосрочной перспективе. Так сделал Amazon и к этому же идут все российские маркетплейсы. Amazon берет плату с брендов за размещение товара и рекламу, а при оформлении покупки показывает клиенту собственную идентичную по качеству СТМ, которую можно купить в разы дешевле. Бренд теряет клиента.
Третий вариант кажется в текущих условиях более перспективным – кооперируйтесь с брендами, которые близки вам по духу, вставайте на небольшие онлайн-площадки, где налажены процессы и есть близкая вам аудитория. Службы доставки пиццы и роллов уже вводят в свой ассортимент товары первой необходимости: воду, маски и перчатки. Почему бы им не расширить ассортимент и вашим продуктом?
Кооперация и обмен аудиториями
У вашего бизнеса есть своя лояльная аудитория, она готова покупать ваш продукт даже сидя дома в онлайне и с доставкой. Финансовые и временные затраты на организацию подобного сервиса с нуля заградительно высоки и нет никаких гарантий что они окупятся. Коллаборации и партнерство с близкими вам по духу сервисами может стать отличным выходом. Небольшой нишевый онлайн-ритейл, где может быть ваша аудитория и кому был бы интересен ваш продукт и ваш клиент – например, одежда для дома и домашний декор, косметика и бумажные книги. Традиционная доставка пиццы и роллов может также доставлять фермерские продукты и свежий ремесленный хлеб. Сила – в синергии. Объединяясь с бизнесами близкими вам по концепции вы только усилите свой бренд.
Ищите неординарные ходы
Сейчас все бизнесы устремились в digital-маркетинг, а крупные игроки разогрели этот рынок так, что стоимость клика уже превышает все разумные пределы. Внимательно посчитав экономику такой кампании, вы увидите, что на ней заработают только Яндекс и Google. Для самого бизнеса выгоднее нанять живого курьера который будет лично стучаться в дверь к потенциальному клиенту. Цены на эти каналы сравнялись.
Стройте маркетинг опираясь на собственные сильные стороны, выстраивайте личную коммуникацию с потребителем, ищите новые ниши как, например, открытие dark kitchen или запуск food- и beauty track. Не бегите в те сферы и инструменты, куда сейчас не идет только ленивый, ищите неочевидные ходы.
Этот лжекарантин рано или поздно закончится и именно там начнется настоящая работа. Потратьте сейчас время на то, чтобы распланировать что вы будете делать после снятия ограничений. Задумайтесь, как изменится ваша аудитория, что для нее теперь важно и что полезного вы можете ей предложить.
Мы – задумались. И готовы вам предложить участие в антикризисном маркетинг-реалити «Бренд на прокачку». Бесплатно в течении месяца мы прокачаем ваш бренд и маркетинг, проведем исследование рынка и аудитории, найдем новые потребительские инсайты и разработаем адекватное изменившемуся рынку позиционирование, скорректируем дизайн и сайт. Так даже самый пострадавший от карантикул бизнес сможет стать сильным брендом.
Подробнее об условиях участия читайте в разделе Бренд на прокачку