Банковский сегмент российской экономики является одной из самых динамично развивающихся отраслей. За внимание и деньги клиентов борются не только отечественные, но и иностранные кредитные учреждения, а гигантам финтеха наступают на пятки локальные банки, мечтающие занять свою нишу в федеральном сегменте. В конкурентной войне используются самые разные инструменты от выгодных узкоцелевых продуктов до уникального фирменного стиля. О последнем мы и поговорим более подробно, описав самые сильные дизайнерские решения акул финтеха.
Фирменный стиль банков как инструмент для расширения целевой аудитории
Создание фирменного стиля – стихийный творческий процесс дизайнеров и маркетологов, рождаемый на фундаменте скрупулёзной аналитической работы. И сейчас, похоже, в центре внимания рекламщиков – стильные цветовые решения. Каждый из нас с уверенностью может назвать зеленый, синий, желтый и даже красный банк. Потому что благодаря правильной рекламе в сознании людей уже сформировалась прочная взаимосвязь «цвет-банк». При выборе подходящей палитры, которая в последствие станет неотъемлемой частью кредитного учреждения и его фирменного стиля, учитываются такие факторы, как позиционирование, философия бренда, его ценности и приоритеты. Яркий тому пример – Газпромбанк. Формирование фирменного стиля в сине-голубой палитре не случайно, ведь именно с ней ассоциируется проактивность, открытость и ответственность.
Не стоит забывать и о таком понятии, как tone-of-voice. Только правильные слова и подача собственных идей гарантируют достижение нужных целей и привлечение новых клиентов. Рассмотрим простой пример: целевая аудитория банка «Тинькофф» - молодые люди, ценящие свободу и отсутствие границ, в том числе и в общении с другими людьми. На основе этого был создан виртуальный защитник от мошенников по имени Олег. Его наделили возможностью общения с аферистами нецензурными выражениями, и этот в понимании людей старшего возраста «неэтичный и невоспитанный помощник» очень понравился именно целевой аудитории банка.
Специалисты проследили определенную тенденцию в современном маркетинге: крупные банки готовы выделять колоссальные бюджеты на рекламу на телевидении и в Сети. Вариантов подачи, как правило, три: 3Д-коммуникация, key visuals, тематические ролики или с участием амбассадоров. Последние играют немаловажную роль в рекламе, по сути, выступая связными между банком и конечным потребителем его услуг. Например, продукты Альфа-Банка в Сети активно продвигает кумир молодежи Даня Поперечный, а для ВТБ привлекает целевую аудиторию возрастной категории 40+ актер Сергей Бурунов.
Эффективное оформление фирменного стиля на примере лидеров рынка
Обсудим, какие фишки в фирменном стиле есть у банков, входящих в пятерку лидеров сегмента.
1. Сбер, ранее именуемый Сбербанком
Ему доверяют миллионы людей, поскольку именно он стоял у истоков зарождения банковской системы на постсоветском пространстве. Поэтому в основе фирменного стиля – проверенная временем надежность, уверенность в завтрашнем дне и стабильность. Именно эти качества ценит ЦА Сбера, в которую входят люди средней возрастной группы, уже успевшие накопить серьезные сбережения. Еще на Сбер ориентированы представители молодежной среды в возрасте 14+. Для привлечения интереса подростков Сбер сотрудничает с различными ВУЗами во всех уголках страны.
Столь долгий путь становления в системе может стать для Сбера серьезной угрозой, превращая его в «пережиток прошлого». Чтобы этого не случилось Сбер потратил огромные деньги на редизайн, в результате которого был упрощен логотип и появились сочные зеленые оттенки фирменного стиля. Чтобы угодить самым молодым клиентам, банк запустил выпуск кастомных карт, которые дают возможность для самовыражения. Стандартные карты тоже были обновлены. Теперь они имеют минималистичный дизайн в черном монохроме.
2. ВТБ
ВТБ позиционирует себя как банк, созданный для людей работающих и работящих. Большинство продуктов ориентировано на «зарплатных» клиентов. Поэтому амбассадорами на телевидении стали уважаемые в актерской среде и состоявшиеся в профессии Михаил Пореченков, Анна Михалкова и Сергей Бурунов. Главная фишка фирменного стиля – деловой, строгий стиль общения. Фирменная палитра выбрана под стать tone-of-voice - спокойные и размеренные оттенки синего, заставляющие не сомневаться в своем выборе ни на минуту.
3. Альфа-Банк
Работавшие над его фирменным стилем дизайнеры одними из первых продвинули идею минимализма и работы с 3D-элементами. Сильная, уверенная, «движовая» дизайн-система – вот, что видит целевая аудитория банка, сталкиваясь ежедневно с его рекламой.
4. Тинькофф
Он готов сотрудничать со всеми категориями целевой аудитории, которые привыкли большую часть повседневных задач решать в Сети. Но его главная ЦА – молодые люди 18–35 лет, которые не готовы простаивать очереди в отделениях банка, а предпочитают общаться с ним в социальных сетях или в удобном и интересном приложении. Поэтому фишкой онлайн-банка и стало современное, многослойное приложение, в котором поддерживается неформальный стиль общения на «ты» с обилием молодежного сленга. Желтый цвет фирменного стиля располагает к общению и делает банк очень дружелюбным.
5. Точка
По сравнению с вышеперечисленными гигантами финтеха этот банк очень молод, но не сказать, что не опытен. Он ориентирован на амбициозных, крутых, мечтающих людей, имеющих свой бизнес или мечтающих его открыть. Банк старается коммуницировать со своими клиентами на максимально простом языке, давая понять, что готов поддерживать бизнес-идеи. Амбассадором Точки был выбран юморист Антон Лапенко, который делает его рекламу очень легкой весьма ироничной.
Глядя на все эти примеры, начинаешь понимать, сколько труда и сил пришлось приложить огромному количеству дизайнеров, маркетологов, копирайтеров и графических специалистов, чтобы создать подобные проекты, которые действительно работают на бизнес. В агентствеZ&G.Branding как раз есть такие профи. Они уверены в своих силах и помогут вашему банку обрести уверенность в себе и своих клиентах. Не бойтесь вкладывать в это время и деньги, ведь правильный бренд в последствие долгие годы будет работать на прибыль.