Далекий от маркетинга человек, скорее всего, скажет, что брендбук – это инструкция по правильному использованию всех составляющих бренда и фирменного стиля компании. В таких формулировках есть доля правды, однако для специалистов брендбук – понятие более широкое и масштабное, включающее в себя не только руководство по использованию логотипа или фирменных цветов, в этом документе – философия бренда, его характер, миссия и ценности, позиционирование, вектор развития и многое-многое другое. Поэтому самое время завести разговор об этапах, через прохождение которых маркетологи и пиарщики приходят к созданию уникального брендбука, от качества которого, без преувеличения, зависит финансовое благосостояние компании и уровень ее прибыли.
Этапы работы над брендбуком
Статистика утверждает: в современных жестких условиях рынка ни одна компания не сможет продуктивно вести хозяйственную деятельность без собственного бренда, который в свою очередь, представляет собой сложную картинку, состоящую из небольших пазлов. Его элементы – это логотип, фирменные цвета, слоган, характерные предметы экстерьера и интерьера и многое другое. Все визуальные и аудио или видеосоставляющие бренда описаны в брендбуке. Без него бренд потухнет, размоется и перестанет быть узнаваемым. Не нужно говорить, что создание брендбука – долгий кропотливый труд, состоящий из множества этапов. Перечислим все и уделим внимание каждому:
1. Маркетинговые исследования.
Это огромный пласт работы, состоящий из сбора и анализа информации о текущем состоянии рынка, конкурентной массе и возможностях соперников. Детальному исследованию подвергается и сама компания заказчика. Специалисты изучают ее сильные и слабые стороны, продукты или услуги, которые она предлагает, потенциальные точки роста и возможности для расширения целевой аудитории. Итогом работы на данном этапе становится отчет о проделанном анализе.
2. Создание бренд-платформы.
На основе полученных данных специалисты создают платформу бренда. Она представляет собой документ, в котором отражаются все индивидуальные особенности бренда, отличающие его и выделяющие в конкурентной массе. Здесь описывается брендинг, уникальное торговое предложение, миссия, фирменный стиль, позиционирование, ценности компании - носителя бренда.
3. Разработка айдентики.
Это, пожалуй, самый важный и очень захватывающий этап. Команда дизайнеров во главе с арт-директором создают логотип и фирменный стиль заказчика. Как правило, для рассмотрения разрабатывается сразу несколько концептов. Готовые проекты обсуждаются с будущим носителем бренда, корректируются с учетом его интересов и требований, утверждается окончательный вариант.
4. Формирование структуры брендбука.
Следует отметить, что состав документа – вещь крайне индивидуальная, хотя часто не лишена общих черт. Например, размер брендбука небольшого банка и кондитерской примерно одинаковы, однако содержание документа имеет совершенно разные разделы. Поэтому на данном этапе креативная группа, занятая разработкой брендбука, определяет основные составляющие и объем работ, который потребуется выполнить для воплощения идеи в реальность.
О том, что входит в брендбук и из каких разделов он состоит, у нас есть отдельная статья.
5. Создание технического задания.
Казалось бы, достаточно легкий этап. Но тут есть один нюанс: четкое и подробное техническое задание разрабатывается для каждого раздела брендбука, независимо от того, из какого количества составляющих он будет состоять.
6. Разработка дизайна для носителей.
Здесь происходит формирование визуальной концепции бренда. Созданный и утвержденный ранее логотип переносится на упаковки товаров, униформу сотрудников, визитки, документы, сувенирную продукцию, ценники, вывески и т.д.
7. Создание дизайна брендбука.
По сути, это завершающий этап разработки брендбука. Документ к этому времени уже полностью готов, специалистам остается только продумать его дизайн, разработать стиль верстки. Проще говоря, осуществляется проработка всех версий документа (печатной и электронной).
8. Печать.
Следует понимать, что творческая группа, занимавшаяся реализацией проекта для заказчика, не печатает брендбук. На данном этапе утвержденное руководство по использованию бренда переходит в руки компании-заказчику, чтобы тот смог обратиться с этими файлами в выбранную им типографию.
Теперь вы знаете, как создать брендбук. Однако, если специалисты вашей компании далеки от основ маркетинга, рекламы и дизайна, то оптимальным решением в вопросе разработки брендбука будет обращение в брендинговое агентство. Давайте кратко поговорим о том, почему создание брендбука лучше доверить квалифицированным специалистам:
- На начальном этапе аналитики и сбора информации работу над проектом начинает менеджер компании. Он обговаривает с заказчиком образ конечного результата проекта. По итогам этой беседы должна произойти некая синхронизация представлений о будущем образе брендбука между тем, кто заказывает услугу, и тем, кто ее предоставляет.
- После в работу над созданием айдентики подключаются дизайнеры, графические специалисты, арт-директор, художник, копирайтер и другие специалисты. Объединившись, они проектируют визуальную составляющую бренда - логотип, слоган, символику, цветовую палитру и т.д. К слову, создание лого – дело не быстрое, процесс может занимать до двух недель.
Заказать разработку брендбука можно в компании Z&G.Branding, ее штат состоит из специалистов разных направлений, обладающих внушительным опытом и глубокими знаниями в своей профессии. Они сделают брендбук, который будет совершенно, точно и эффективно работать на развитие вашего бизнеса.