С понятием «брендбук» многие руководители и рядовые сотрудники компаний сталкиваются крайне редко, а некоторым и вовсе никогда не приходится употреблять это слово в профессиональном лексиконе. Однако важность его создания в современных условиях рынка переоценить крайне сложно.
К каким проблемам приводит отсутствие брендбука?
Казалось бы, руководитель позаботился обо всем: бренд построен, логотип работает, продажи растут, производство увеличивается, возникла необходимость расширения сети, появилась возможность выйти на новый уровень. И тут могут возникнуть следующие проблемы:
- При разработке новой рекламной кампании менеджеры не могут определить целевую аудиторию;
- На сувенирной продукции, изготовленной для партнеров, инвесторов и вип-клиентов, обнаружилось искажение логотипа или сотрудники типографии перепутали цвета фирменного стиля;
- Нарушается коммуникация с аудиторией и контрагентами из-за противоречивого понимания образа компании разными звеньями бизнеса;
- Новые сотрудники плохо воспринимают требования, связанные со спецификой бренда.
Что может стать эффективным решением каждой перечисленной выше проблемы? Правильный ответ – разработка брендбука.
Что такое брендбук?
В Википедии приведена максимально простая формулировка: это книга-путеводитель бренда. Если объяснять более сложными терминами, это высокоэффективный бизнес-инструмент, представляющий собой документ, в котором изложено подробное руководство по эксплуатации бренда компании.
Отметим, что при определении понятия мнения участников бизнес-процессов немного расходятся: владельцы компаний видят в брендбуке детальное руководство, регламентирующее порядок соблюдения политики и визуального стиля организации, а маркетологи - основополагающий, главный документ предприятия.
Что входит в брендбук?
Мы как опытные специалисты, не один год занимающиеся разработкой таких документов, подробно рассмотрим важные элементы брендбука, на примере компании "Премьер Зал":
- Платформа бренда. Это детальное описание миссии и ценности компании, ее роли на рынке, история и то, что она готова предлагать своим клиентам.
- Фирменные шрифты – гарнитура, размеры, правила применения.
- Цветовая гамма компании.
- Стилеобразующие элементы, дополняющие общую стилистическую картину. Здесь описывается фирменная графика и паттерн.
- Деловая документация: бланки документов, визитки, конверты, фирменные ручки и папки и т.д.
- Фирменный мерч. Это понятие включает в себя все инструменты, помогающие повысить осведомленность о бренде. Сюда входит состав униформы работников, оформление бейджа и сувенирная продукция.
- Стилеобразующие элементы экстерьера и интерьера. К первым относятся вывески, уличные указатели, график работы, к последним – таблички, ценники и указатели.
- Оформление электронных носителей: официальный сайт компании, ее странички в социальных сетях, макеты и шаблоны для презентаций или рассылок.
- Оформление служебных машин.
Говоря о том, что должно входить в брендбук, следует упомянуть такие важные разделы, как перечень используемых в профессиональной лексике терминов, примеры оформления носителей логотипа, описание целевой аудитории, стратегия продвижения, правила написания и произношения названия бренда, слоган организации, стандарты сервиса, сценарии общения с клиентами, руководство поведения при нестандартных ситуациях.
Говоря понятиями маркетинга, книга-путеводитель по брендбуку условно может быть разделена на несколько больших глав:
- Описание бренда на уровне смыслов;
- Гайдбук – раздел рекомендаций по взаимодействию компании с рекламщиками, типографиями и организациями, занимающимися изготовлением сувенирной продукции.
- Катбук – руководство по оформлению витрин, ценников, указателей, вывесок, фасадов и т.д.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что брендбук компании – важнейший документ и эффективный бизнес-инструмент, позволяющий быстро и четко решать поставленные задачи и исключать возможные финансовые потери при взаимодействии предприятия с партнерами, рекламными студиями, фрилансерами, а также во время внутрикорпоративного общения сотрудников разных отделов.
Этапы разработки брендбука и его стоимость
Нет смысла говорить о том, что такой объемный, охватывающий все аспекты использования бренда документ может подготовить один, далекий от маркетинга человек. Такие проекты – это целый мир, над созданием которого трудится большая группа маркетологов, креативщиков, дизайнеров, копирайтеров и верстальщиков. В «Z&G.Branding» вы можете заказать разработку брендбука или заказать консультацию в данном вопросе, т.к. наша компания располагает обширным штатом первоклассных специалистов всех необходимых направлений.
Многоэтапный путь разработки брендбука включает в себя следующие шаги:
- Аналитическая работа (мониторинг рынка, сбор информации о заказчике и его конкурентах).
- Разработка бренда и его платформы.
- Создание логотипа и корпоративного стиля. Обычно проектируется сразу несколько вариантов, часть которых в последствие будет отклонена.
- Вырисовка структуры будущего документа, составление технических заданий.
- Разработка дизайна брендбука.
- Объединение всех разделов единым фирменным стилем.
- Верстка.
- Печать.
Казалось бы, всего восемь лаконичных пунктов. Но за ними – колоссальный объем работ различной направленности от аналитики до верстки. В среднем цена на разработку качественного брендбука начинается от 100-150 тыс.руб. и выше. Предпринимателям необходимо понимать и тот факт, что по мере выполнения работы цена может измениться в большую сторону. Обусловлено это разными факторами: оперативность, внесение доп. позиций, привлечение специалистов более высокой квалификации и т.д.
После получения удовлетворяющего всем требованиям результата, следующим шагом на этом пути является обучение сотрудников фирмы применению брендбука в работе.