Упаковка – это важная часть продвижения бренда, которая помогает марке выделяться среди конкурентов и привлекать внимание потребителей. Однако в условиях насыщенного товарами рынка этого становится недостаточно. Эффективная упаковка должна заинтересовывать, притягивать взгляд, вызывать желание взять товар с полки, быть ярко индивидуальной. Выполнение озвученных задач возможно только в том случае, если дизайн соответствует ожиданиям целевой аудитории. Иными словами, оформление определяет потребитель – эта закономерность лежит в основе практически всех актуальных тенденций в дизайне упаковки.
Пять тенденций в оформлении упаковки
Для последних десятилетий, пожалуй, справедливо утверждение о перенасыщенности рынка и избыточности предложения. Современный потребитель избалован выбором и – чему немало способствует реклама — буквально «завален» информацией о товарах и услугах от разных производителей. Поэтому он начинает ценить те бренды, которые облегчают восприятие, отсеивают все второстепенное и фокусируются на главном. Эта тенденция может быть сформулирована следующим образом:
1. «Проще о главном»
Глаза человека, вынужденного в процессе выбора просматривать десяток различных предложений, устают от визуального «шума» — тем приятнее, когда бренд демонстрирует заботу о потребителе и ценит его время. Поэтому дизайнеры во всем мире стремятся к упрощению внешнего вида упаковки, делая информацию на ней хорошо заметной и предельно понятной. Этим принципом руководствовались и специалисты Z&G.Branding при разработке фирменного стиля эко-фастфуда StarGrill, открывшегося в Екатеринбурге.
Упаковка выполнена в вариациях трех основных цветов: зеленого, коричневого и белого. Дизайн отличается гармоничностью и лаконичностью, в нем нет нагромождения надписей и изображений. Быстро считывается информация о содержимом: «Чизбургер Классик», «Бургер GRILL» и т.д. Таким образом, упаковка поддерживает ценностную идею бренда: никаких усилителей вкуса и других вредных ингредиентов, ничего лишнего – только вкус и натуральность.
Желание получить натуральный и качественный продукт сегодня так же понятно, как и тоска по «старым добрым временам», когда вещи делались вручную, с душой, а не механически, на конвейере. Эта тенденция очередной раз заставляет вспомнить изречение:
2. «Новое – это хорошо забытое старое»
Дизайнеры все чаще черпают вдохновение для оформления упаковок в образцах прошлого. Старые формы и приемы (покрытие фольгой, использование крафтовой бумаги, каллиграфия, винтажная отделка и др.) модернизируются и комбинируются – в результате рождается нестандартное видение привычных товаров, имеющее яркую индивидуальность.
Для мясоколбасных изделий премиального сегмента компанией Z&G.Branding были созданы название, фирменный стиль, логотип, упаковка, позиционирование. После выбора и регистрации имени бренда «Первый Дворъ» специалисты перешли к разработке визуальной картинки, остановившись на сдержанном черно-белом оформлении и изображении герба Российской Империи образца 1825 года. Дизайн вызывает ассоциации с эпохой конца 19 века, говорит об основательности, внимании к качеству и истинно русском происхождении марки.
Еще один способ подчеркнуть индивидуальность продукта и придать ему особый шарм – выбрать «рукописное» исполнение. Эта тенденция коротко может быть сформулирована так:
3. «Рисунок стоит тысячи слов»
На рынке появляется все больше товаров в упаковках, оформленных в нарочито небрежном стиле «от руки», — такое исполнение придает коммуникации с потребителем более непринужденный и естественный характер, персонифицирует бренд и создает вокруг него атмосферу душевности, искренности.
Для торговой марки продуктов детского питания были разработаны название, логотип, упаковка и позиционирование. Путем соединения двух слов: «вкусно» и «мама» — родилось имя бренда «ВкусноМама». Упаковка, как и логотип, была выполнена в стилистике детского рисунка, символизирующего развитие, яркий и творческий взгляд на мир, и стала удачным способом визуально отстроиться от конкурентов и вызвать положительный эмоциональный отклик у потребителя.
Еще одно дизайнерское решение, позволяющее изменить восприятие марки на рынке и дифференцировать товары одного производителя, — дать потребителю увидеть то, что он покупает. Эффекта можно достичь, включив в оформление упаковки прозрачные элементы или добавив реалистичное изображение содержимого.
4. «Нечего скрывать»
Эта тенденция стала актуальной для рынка продовольственных товаров. Дизайнерам открывается простор для творческого эксперимента с формой, цветовым решением, графическим исполнением. В результате продукт становится более «честным» и открытым для потребителя, перестает быть «котом в мешке».
«Golden Premio» - производитель продуктов питания среднего ценового сегмента. Перед компанией Z&G.Branding была поставлена задача разработать упаковку, которая бы способствовала выбору покупателей в пользу торговой марки. В соответствии с созданным фирменным стилем был выбран вариант оформления со стилизованным изображением сердца, внутри которого «отображалось» содержимое упаковки: гречневая крупа, зеленый горошек, вишня и т.д. Такая стилистика стала воплощением коммуникативной функции («люблю») и позволила сделать марку понятнее и ближе для потребителя.
5. «Шутить не воспрещается»
Быть ближе к потребителю, вызывать у него позитивные эмоции, общаться с ним – вот, пожалуй, главная тенденция в дизайне упаковки последних лет. Она нашла яркое и креативное воплощение у многих брендов. Это и «именные» этикетки Coca-Cola, и изображенная на пакете чипсов Lays улыбка, которую можно «приложить» к собственному лицу, и усы на упаковке детского питания «Сами с усами». Потребитель настроен на коммуникацию, он ценит и любит хороший юмор – производителю остается только использовать упаковку как инструмент интересного и творческого общения с целевой аудиторией.
Дизайн упаковки меняется вместе с потребителем. В оформлении появляется больше природных и растительных элементов, ассоциирующихся с натуральностью, естественной красотой. Компании активно размещают на упаковках QR-коды, хештеги – все, что помогает покупателю быстрее и удобнее находить нужную о продукте информацию. Но, так или иначе, все действия производителей направлены на создание индивидуального стиля, характера, духа бренда – и чем больше упаковка соответствует ему, тем больше она оправдывает и ожидания потребителя.