Конкурентоспособность бизнеса – это комплексная характеристика, которая отражает возможность компании успешно противостоять другим игрокам на рынке и получать относительно них экономические выгоды (прибыль, увеличение числа лояльных клиентов, расширение сферы влияния и т.д.). Оценка конкурентоспособности дает основания судить о реальном положении фирмы в отрасли, регионе или на международной арене. В конце ХХ века для анализа конкурентных преимуществ было предложено два различных метода, авторами которых стали американский экономист М. Портер и европейский маркетолог Ж.-Ж. Ламбен.
Основные положения теории Ж.-Ж. Ламбена
Как и М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен сосредотачивает внимание на сравнении оснований превосходства конкурентов и выделяет две категории факторов:
Внешние (основаны на отличительных качествах продукта)
Опираясь на данное преимущество, предприятие может обойти основного оппонента, не предоставляющего должное качество. Используется стратегия дифференциации в расчете на «фишку» фирмы – находку, позволяющую эффективно выявлять и удовлетворять потребности клиентов;
Внутренние (основаны на расчете издержек)
Благодаря данным преимуществам фирма демонстрирует устойчивость по отношению к действиям конкурентов и большую рентабельность. Используется подход, основанный на инновационном решении (производственном/ организационном).
Вертикальная ось представляет измерение себестоимости продукции относительно затрат приоритетного конкурента, горизонтальная – максимально приемлемую для покупателя цену продаж (оба показатели указываются в процентах по сравнению с аналогичными величинами главного конкурента). Под цифрой «1» отмечена точка отсчета, обозначающая издержки и цену приоритетного конкурента, проходящая из нижнего левого угла биссектриса показывает границу безубыточности.
Для оценки обеих сторон конкурентного преимущества исследуются рыночная сила (как установленная фирмой максимальная стоимость соотносится с аналогичным показателем основного соперника на рынке) и производительность (насколько затраты производителя на единицу продукции выше/ниже издержек основного конкурента). Анализ факторов цены и издержек удобно представить в виде графика:
Однако Ж.-Ж. Ламбен не ограничивается анализом рыночной силы и производительности и сосредотачивает внимание на определении степени зависимости конкурирующих фирм друг от друга. Он оценивает реакции игроков в соответствии с той или иной ситуацией и выделяет ожидаемое поведение бизнес-оппонентов в различных условиях:
- Чистая конкуренция (много продавцов и покупателей, цены диктуются только спросом и предложением).
Особенности рынка: взаимозаменяемость товаров, рыночная сила отсутствует, превалирует власть спроса и предложения.
Тип рынка: промышленный рынок унифицированных товаров и недифференцированных товаров (сырье, металлы, пищевая продукция).
Создание конкурентного преимущества: дифференциация– уменьшение степени заменяемости товаров/ создание издержек перехода для покупателей (контроль качества, укрепление имиджа бренда и др.).
- Олигополия (конкурентов мало/ существует сильная взаимозависимость нескольких доминирующих фирм).
Особенности рынка: интенсивнаяреакция бизнесана маневры соперников, возможные варианты поведения – сохранение независимой позиции, кооперация, адаптация, опережение, агрессивное поведение.
Тип рынка: рынки товаров в стадии зрелости.
Создание конкурентного преимущества: анализ реакций конкурентов и прогноза стратегий путем противопоставления нескольких марок по цене, качеству и рекламе (матрица эластичности).
Действия компании А |
Эластичность реакции компании В
|
||||
Кт |
Кс |
Ц |
Зэ |
Р |
|
Повышение качества товара (Кт) |
Э1 |
Э6 |
Э11 |
Э16 |
Э21 |
Повышение качества сервиса (Кс) |
Э2 |
Э7 |
Э12 |
Э17 |
Э22 |
Снижение цены при сохранении качества (Ц) |
Э3 |
Э8 |
Э13 |
Э18 |
Э23 |
Снижение затрат на эксплуатацию (Зэ) |
Э4 |
Э9 |
Э14 |
Э19 |
Э24 |
Усиление рекламного воздействия (Р) |
Э5 |
Э10 |
Э15 |
Э20 |
Э25 |
Эластичность (Э) реакции отражает, насколько интенсивно соперник ответил на произведенные изменения. Если она равна нулю – значит, конкурент проигнорировал действия компании. Если же эластичность достигла значения «1», то реакция соперника полностью адекватна предпринятым мерам.
Например, компания принимает решение усилить рекламное воздействие в период сезонной продажи товара. Прогнозируется, что в ответ конкурент на 50% активизирует рекламные инструменты, на 20% снизит цену товара и на 30% улучшит качество обслуживания: Э10 (0,3) + Э15 (0,2) + Э25 (0,5) = 1. Таким образом, матрица помогает предвидеть действия конкурентов и корректировать маркетинговые действия компании.
- Монополистическая конкуренция (продавцов много, их товары дифференцированы)
Особенности рынка: отличительные свойства продукта должны представлять ценность для потребителя (удовлетворение от использования/ экономия), оправдывать стоимость, быть заметными и защищенными от немедленного воспроизведения конкурентами.
Создание конкурентного преимущества: создание у потребителя предпочтений и приверженности к товару путем дифференциации, приобретение рыночной силы, эксплуатация предпочтительного спроса, контроль ценности и жизнеспособности отличительных свойств продукта.
- Монополия (один производитель, много покупателей, у продукта отсутствуют конкуренты)
Особенности рынка: специфика технологических инноваций или государственного регулирования.
Тип рынка: выпуск новинки на рынок, наметившиеся сектора с технологическими инновациями.
Создание конкурентного преимущества: удержание лидерства в инновациях, поддержание высокого барьера для входа на рынок.
Анализируя типы рынков и принципы создания конкурентных преимуществ, Ж.-Ж. Ламбен делает вывод о первостепенном значении дифференциации производимых компанией товаров. Данная стратегия подразумевает непрерывный конкурентный анализ, который обеспечивает сбор исходных данных для прогнозирования последующих маркетинговых мер.
Смотрите также:
Хотите узнать больше про маркетинговые исследования? Читайте здесь.