Создание и развитие малого бизнеса имеют ряд особенностей, определяющих набор инструментов продвижения. Одной из них является ограниченность предпринимателя в ресурсах и, как следствие, в маркетинговых возможностях. Вот почему воздействие на целевую аудиторию при помощи традиционных для крупных компаний рекламно-информационных мероприятий для малых фирм оказывается неэффективным и требует использования индивидуальных способов продвижения.
Развитие и продвижение малого бизнеса
Продвижение малого бизнеса находится в прямой зависимости от стратегии его развития и определяется рынком сбыта, видом производимых товаров и услуг, доступными способами коммуникации с целевой аудиторией, активностью конкурентов. В практике маркетинга принято выделять четыре основных стратегии развития предприятий:
- Рост – усиление позиций на рынке, развитие существующего продукта и выпуск нового, приобретение собственности и др.
- Ограниченный рост – повышение качества в наиболее выгодных и успешных сферах без наращивания производства.
- Сокращение – применение кардинальных средств (сокращения производства, переориентации и др.).
- Сочетание – комбинирование элементов указанных выше стратегий.
Выбор стратегии зависит от нескольких факторов, среди которых конкурентоспособность и потенциал фирмы, приоритеты ее развития. Продвижение основывается на четком понимании главных усилий и ресурсов предприятия, грамотной оценке доступных маркетинговых инструментов. Решающее значение имеют:
- цели и ценности организации;
- состояние внешней среды и уровень риска;
- сильные и слабые стороны бизнеса, в том числе опыт реализации других стратегий;
- временной фактор.
Исходя из поставленных целей и имеющихся в распоряжении фирмы ресурсов, определяется общая стратегия коммуникации предприятия с покупателями.
Результативные стратегии продвижения малого бизнеса
Определение общей стратегии коммуникации подразумевает детальное описание основополагающих пунктов: от целей до рекламного бюджета. Выбирается ключевой рыночный сегмент, на который будет направлено воздействие маркетинговых материалов, и целевая аудитория. Прописываются цели коммуникации (стимулирование приобретения продукта, формирование осведомленности о нем и т. д.) и медиапоказатели (используемые каналы, охват аудитории и др.). С учетом указанных пунктов определяются критерии эффективности рекламно-информационной кампании и общий бюджет, который будет затрачен на ее реализацию.
Для продвижения малого бизнеса в ряде случаев применяются стратегии с использованием простых, доступных маркетинговых инструментов.
Стратегия ATL-коммуникации
Традиционная реклама может быть весьма успешна и для продвижения малого бизнеса: мобильные рассылки, наружная реклама на растяжках, местном радио и телевидении при разумном планировании приносят свои плоды. В рамках стратегии определяются:
- цель и задачи, содержание (новости, события) коммуникации;
- целевая аудитория, каналы продвижения, расходы на рекламу;
- преимущества коммуникации (если сравнивать со способами, которые используют конкуренты);
- количество и основной месседж рекламных сообщений;
- эффективность.
Стратегия коммуникации в точке продажи
Стратегия подразумевает применение комплекса BTL-инструментов, таких как раздача листовок и визиток, дегустации и предложение пробной услуги, сарафанное радио, подарок за покупку, конкурсы и т. д.
Помимо указанных выше пунктов, продумываются:
- перечень креативных материалов;
- план маркетинговых действий для увеличения сбыта, привлечения новых клиентов, улучшения имиджевых характеристик марки и др.
Стратегия интернет-продвижения
Популярность интернета открывает огромные возможности использования его инструментов для продвижения бизнеса: сайт фирмы, контекстная реклама, SEO-технология, паблики и подписки в социальных сетях, рассылки, блоги и др. Особое значения для осуществления данной стратегии имеют:
- форматы взаимодействия с целевой аудиторией;
- детальный бюджет по всем статьям;
- описание основных действий, в том числе их цели, масштаба, периода, длительности, показателей эффективности.
Значительная роль отводится формированию доверительных отношений с клиентами и партнерами. Их установление является первостепенной задачей для малого бизнеса, так как укрепляет лояльность потребителей и защищает организацию от посягательств конкурентов. Магазин, в котором знают постоянных покупателей и их предпочтения, имеет больше шансов завоевать приверженность клиентов. Конечно, при условии контроля за качеством продукции и поддержания приемлемых цен.
Продвижение малого и крупного бизнеса опирается на одни и те же ключевые позиции, но имеет ряд существенных отличий. К ним относятся масштаб рекламной кампании, используемые каналы, объем затраченных ресурсов и т. д. Так, для создания осведомленности целевой аудитории о салоне красоты в одном из районов города не требуется массированная реклама на общенациональном телевидении или в прессе. Задача заключается в тщательном отделении «зерен от плевел» – определении ограниченного количества максимально эффективных для конкретного бизнеса маркетинговых инструментов. Грамотное применение одной или комбинирование нескольких стратегий продвижения дает хорошие результаты и становится твердой платформой для развития организации.