Под обширным понятием словосочетания «айдентика бренда» любой маркетолог найдет все средства, инструменты и способы, с помощью которых формируется торговая марка, ее характер и индивидуальность. Эффективной и правильной она становится только в тех случаях, когда потребитель с первых нот узнает фирменную песню, одним взглядом отличит банкомат обслуживающего банка от других аналогичных устройств и совершенно не глядя возьмет с полки любимую газировку. По сути, обсуждаемое сегодня понятие – это сложный механизм, состоящий из множества шестеренок-инструментов формирования бренда, и наша задача – понять, как они приводят в движение огромную машину под названием «айдентика» и тщательно изучить ее устройство.
Чтобы облегчить процесс знакомства с этим термином, достаточно привести несколько примеров: Дмитрий Нагиев и Анастасия Ивлеева – амбассадоры мобильного оператора, розовый кролик, бегущий всегда в два раза быстрее остальных - рекламная фишка одного из производителей батареек. А чего стоит эмблема в виде откусанного яблока на гаджетах известнейшего мирового бренда? Если вы поняли, о каких компаниях шла речь, значит маркетологи, занимавшиеся этими проектами, могут гордиться своей работой.
Какие задачи решает фирменная айдентика?
Многие подумают: айдентика не нужна среднестатистическому представителю российского мелкого или среднего бизнеса? Такое мнение – в корне ошибочно. Без уникального названия, логотипа, слогана, фирменной палитры и других элементов компания рискует быстро померкнуть среди конкурентов с грамотно выстроенной айдентикой. Она поможет быстро и эффективно решать следующие задачи:
- Повышение показателей узнаваемости и лояльности бренда;
- Эффектное выделение в конкурентной массе;
- Сокращение расходов на дорогостоящие рекламные кампании;
- Формирование нужного образа фирмы;
- Снижение издержек на продвижение линейки новых товаров;
- Увеличение продаж и, как следствие, прибыли.
Айдентика простыми словами – это то, что мы видим, слышим, улавливаем и запоминаем о бренде. Все то, что откладывается «на подкорке» и при помощи нейронных импульсов, посылаемых в мозг, заставляет нас ежедневно делать выбор в пользу того или иного бренда.
Виды айдентики
В разрезе глобального восприятия айдентика компании может быть стратегической и динамической. Однако эти две группы были разбиты специалистами на множество подгрупп. Разберёмся.
1. Традиционная айдентика. Ее загоняют в рамки фирменного стиля и этим и ограничиваются, строго соблюдая все правила брендбука. Отличный вариант для небольшого бизнеса – мини-пекарни, юридической фирмы, базирующейся на банкротстве, школы английского языка.
2. Динамическая айдентика подразумевает свободное использование стандартных логотипов и графики с полным сохранением «генетического кода» бренда. Такой подход позволяет адаптироваться под разные ситуации. Дизайнеры просто создают полный набор графических элементов, что называется, на все случаи жизни.
Ярким примером в данном случае служит полиморфный логотип. В новогодние праздники, например, к привычному логотипу дорисовывается снежинка, в марте – тюльпан, в мае – изображение вечного огня или георгиевской ленты.
Элементы айдентики
Разработка айдентики бренда включает в себя не только создание логотипа, фирменной палитры, шрифтов, вывесок, витрин и т.д. В это обширное понятие входят и другие составляющие:
Вербальная айдентика — это песня из рекламы, слоган, приветственный и прощальный текст консультанта при общении с клиентами, корпоративная мелодия и т.д.
Маскот – фирменный персонаж, регулярно участвующий в рекламных кампаниях.
Амбассадор бренда – публичная, узнаваемая личность, рекламирующая компанию.
Общепринятый символ. Он служит центральным элементом айдентики, на основе этого знака разрабатываются остальные элементы.
Понятно, что большим компаниям необходимо работать над созданием айдентики со всеми ее составляющими, тогда как мелкий и средний бизнес может позволить себе лишь ее классическое исполнение со строгими правилами использования логотипа, слогана, названия и т.д.
Как разработать айдентику бренда
Очевидно, что процесс разработки айдентики не стоит доверять дилетантам и любителям. Столь сложную работу могут выполнить только высококвалифицированные специалисты, обладающие определенными знаниями, навыками и колоссальным опытом. Творческая бригада может включать в себя дизайнеров, маркетологов, пиарщиков, музыкантов, художников и даже, если надо, мультипликаторов. В компании «Z&G.Branding» есть все необходимые специалисты для создания уникальной айдентики бренда.
Процесс создания айдентики состоит из следующих этапов:
1. Целеполагание (формирование визуального образа бренда, разработка фирменного стиля, философии, легенды).
2. Творческий процесс, по ходу которого определяется количество и состав элементов.
3. Составление технического задания. На данном этапе уже можно понять, каким должен быть и будет результат всей проделанной работы.
4. Формирование творческой бригады.
5. Контроль за работой команды. Здесь дается оценка промежуточным результатам, корректировка и исправление ошибок.
6. Разработка брендбука (документ, регламентирующий использование элементов фирменного стиля).
7. Утверждение айдентики и ее внедрение во все сферы деятельности компании.
Отметим, что первому этапу работ по созданию айдентики предшествует многодневная и кропотливая аналитика: определение целевой аудитории, мониторинг рынка, анализ конкурентоспособности компании, преимуществ аналогичных фирм, оценивание текущих трендов. На основе полученных данных определяется позиционирование и закладывается платформа бренда. И если вся вышеперечисленная работа выполнена безукоризненно и сформирован фундамент предстоящего проекта, утвержденная команда специалистов начинает заниматься разработкой элементов айдентики.