Несколько лет назад в России была мода на проведение ребрендингов. Компании избавлялись от тяжелого наследия девяностых. Не все ребрендинги достигли своей цели, и даже у очень крупных игроков рынка не все изменения оказались удачными. Спустя достаточное количество времени можно оценить, насколько успешной была смена имиджа. Мы разберем только самые заметные и известные преображения российских компаний.
«Билайн»
Сейчас уже практически стерся из памяти предыдущий фирменный стиль «Билайн» («Вымпелком»). Ребрендинг этого мобильного оператора был проведен более десяти лет назад – в 2005 году. Именно тогда надпись «Билайн» с пчелой на синем фоне была изменена на желто-полосатый круг. Этот же стиль использовался и в оформлении рекламных коммуникаций. Смена фирменного стиля сопровождалась и изменением политики оператора. Тарифы становились все более выгодными, а компания все больше прислушивалась к нуждам своих потребителей.
Эффективность новой стратегии подтвердили исследования рынка, проведенные компанией TNS. О своей готовности рекомендовать оператора уже через год после ребрендинга говорили на девять процентов респондентов больше, при этом показатель основного конкурента (МТС) существенно не изменился. Изменения практически нивелировали разрыв между «Билайном» и лидером рынка.
МТС
Изначально компания заявляла, что намерений изменить свой имидж у нее нет, но после удачного ребрендинга оператора «Билайн», МТС ничего не оставалось, как сделать ответный ход. И в 2006 году на улицах городов стали появляться рекламные щиты с белыми яйцами на красном фоне. Интрига держалась недолго – МТС объявили о смене фирменного стиля.
Новый образ был воспринят неоднозначно. Его критиковали как профессионалы, так и обыватели. Руководству компании не оставалось ничего иного, как отшучиваться. Однако ребрендинг с легкостью прошел проверку временем и оказался ничуть не менее успешным, чем у конкурента. Такой необычный образ стимулирует креативность рекламных кампаний, которые находят необычные решения для продвижения оператора.
«Евросеть»
Еще один ребрендинг из сферы мобильной связи. «Евросеть» не изменяла свой стиль в течение 14 лет, и вот в 2011 году обновленный образ предстал перед публикой. С 1997 года название магазинов было написано синими буквами на ярко-желтом фоне. В 2011 году у компании изменилось написание названия – буквы стали более мягкими, округлыми. Теперь слово «Евросеть» может быть написано белым на желтом фоне или классическим черным на белом.
У сети салонов появился и фирменный персонаж – веселый ярко-желтый терьер с черным ошейником, на котором висит медальон в виде буквы Е. Собака активно используется в рекламных коммуникациях. Образ компании претерпел значительные изменения – теперь это дружелюбный бренд, а не сорванец, обещающий нецензурно низкие цены. Можно сказать, что компания повзрослела за эти годы, стала более серьезной, но при этом милой.
Сбербанк
Новый образ банка был представлен общественности в декабре 2009. Новый руководитель банка Герман Греф не только решил изменить оформление банка, но и попытался сделать его более клиентоориентированным. Как он сам говорил об этом, он попытался «научить слона танцевать».
В плане визуального воплощения бренда было решено заменить цвет на более теплый оттенок зеленого. Претерпел изменения и логотип. Он стал более динамичным, обрел объем. Из названия исчезло название страны, а сам шрифт стал более простым и строгим. После проведения ребрендинга (а соответственно, и обновления всех отделений) банк стал активно работать над собственной репутацией как среди российских клиентов, так и за рубежом.
РЖД
Этот ребрендинг нельзя признать ребрендингом в полной мере, скорее это оказалось лишь сменой стиля компании, но попытки изменить ситуацию были. Об изменении имиджа компании заговорили еще в 2003 году, после того как её акционировали. Однако новый стиль продемонстрировали лишь в 2007.
По словам представителей компании, новый логотип был отобран из 173 вариантов. Он подчеркивает преемственность с Министерством путей сообщения. Также новый логотип должен был отражать переход компании к реалиям рынка. К сожалению, все изменения остались только внешними, и компания до сих пор воспринимается как государственная и неповоротливая.
Ростелеком
Изменение фирменного стиля этой компании произошло в 2011 году. До этого руководству приходилось выделять финансовые средства на поддержание брендов каждой из дочерних компаний. Замена нескольких брендов на единый не только сократила расходы на продвижение, но и позволила компании выйти на ранее незадействованные рынки услуг связи.
В качестве логотипа компания представила стилизованную букву Р, напоминающую человеческое ухо. Основными цветами компании стали синий и оранжевый. Согласно отчетам, уже за первые три месяца после внедрения изменений, доля лояльных клиентов выросла на восемь процентов.
Компания делала упор на рост в сфере оказания услуг мобильной связи, однако смена руководства повлияла на приоритеты. Все дочерние предприятия Ростелекома, занимавшиеся предоставлением услуг мобильной связи, были переданы оператору Теле2.
Смотрите также:
Заказывайте креативный нейминг в нашей компании.