По определению из словаря, упаковка товара выполняет несколько важнейших функций. В первую очередь она должна предохранять продукт от преждевременной порчи, при транспортировке, хранении, других подобных действиях. Следующей функцией упаковки выступает подготовка продукции к дальнейшему этапу ее реализации, к примеру, к продаже и потреблению покупателем. Также отмечается, что она нужна для выполнения фасовки товара, а также выполнения для него рекламной функции.
Именно последнюю функцию товарной упаковки – рекламу продукта, в определении вынесли на последнее место, но в наше время все это работает уже совсем не так. Именно рекламная функция сейчас играет важнейшую роль и может затмить собой все остальные, сделав даже довольно посредственный товар настоящим хитом.
Многие современные маркетологи утверждают, что рекламное действие, которое производит упаковка товара, должно быть отточено до такого уровня, чтобы товар продавал себя сам, без дополнительных вливаний в него средств на рекламные кампании и прочие подобные шаги. И это на самом деле так. С появлением огромных супермаркетов, где человек покупает себе продукты сам, без помощи и консультации продавца, просто осматривая интересующие его предметы на полках, важность упаковки выходит на первый план. Мало кто из покупателей читает состав продукта, его пищевую ценность или что-то в этом роде. А вот даже одного взгляда на красивую, представительную упаковку бывает достаточно, чтобы возжелать лежащий перед покупателем на полке объект. Как же заставить упаковку продукта выполнять эффективную саморекламу? Именно об этом и пойдет речь.
На что должна работать упаковка?
Товарная упаковка может быть использована для реализации выбранной маркетинговой цели, которая, в свою очередь, может быть такой:
- Максимальное увеличение продаж товара, выполнение упаковкой сбытовой функции;
- Создание товару имени и хорошего имиджа. Это называется имиджевой функцией.
Эти цели могут делиться на несколько подтипов. Если на упаковке использована просто надпись или картинка, то это называется содержательным осуществлением рекламной функции, если в ней присутствуют такие элементы, как вырезка, вложенный кулон или что-то в этом роде – формальным осуществлением.
Рассмотрим эти подтипы и их функции более подробно.
Формальные имиджевые функции
Для ее реализации можно проводить различные манипуляции с цветом упаковки, ее стилистическим оформлением или цветом. К примеру, использование на бутылках вина «Кагор» специфической деревянной дощечки делает его узнаваемым и по своему уникальным в плане упаковки. Другим хорошим примером из мира вин можно назвать продукт под названием «Душа монаха». На его упаковку одета красивая мешковина со специфическим тканным узелком.
Часто имиджевые функции выполняют вещи, якобы подтверждающие качество или престиж продаваемого товара. Например, потребители очень положительно реагируют на такую интересную вещь, как бумажная этикетка якобы «ручной» работы (немного помятая, чем-то похожая на самодельную, а не заводскую). Это повышает их доверие к товару и увеличивает его ценность.
Удачной реализацией й формальной имиджевой функции можно считать создание упаковки в стиле арт – объекта. Красивая и оригинальная упаковка может быть именно тем, ради чего человек захочет купить товар. Иногда ценность такой упаковки в глазах покупателя затмевает ценность самого товара.
Содержательные имиджевые функции
Хорошим ходом является уложение в упаковку якобы письма от владельца бренда. Например, подобное реализовали маркетологи торговой марки «Сухарев» со своими конфетами «Птичье молоко». В каждой коробке они вложили «письмо» от Сухарева, которое благодарит людей за покупку. Такой подход помогает сформировать в покупателях более теплое отношение к бренду.
Удобно размещать на упаковках или в них какие-либо поздравления или пожелания для покупателей. Это всегда вызывает некоторые положительные эмоции, хорошее расположение к бренду. Можно, к примеру, оснащать каждую упаковку товара такой себе пломбой с надписью «Приятного аппетита!», которую нужно сорвать перед распаковкой.
Формальные сбытовые функции
Сюда можно отнести такие меры, которые, к примеру, позволяют выполнять многоразовое использование одной и той же упаковки. Если это упаковка из шоколадных конфет, то нужно продумать такую пачку, которая способна после открытия снова хорошо закрываться и хранить продукт в нормальном состоянии.
Очень удачным является использование такого себе прозрачного окошка на упаковке. Через него видно присутствующий внутри товар и можно хоть вскользь оценить его качество. Это вызывает у покупателя дополнительное доверие и некоторое любопытство, желание открыть всю пачку.
Также можно использовать упаковки, которые оснащены возможностью удобного переноса или оформлены красиво в подарочном стиле. Красивая поздравительная картинка на упаковке, в сумме с удобными пластиковыми ручками сделает товар более престижным и популярным у людей.
Нередко производители делают акцент на разнообразии своих упаковок, чем заставляют многих покупатели, и даже не использующих их бренд людей, заниматься чуть ли не коллекционированием упаковок. Это существенно способствует популяризации бренда и его узнаваемости в широких кругах потребителей.
К этому типу сбытовых функций можно также отнести создание упаковки развлекательного характера, или такой, которая стимулирует покупателя к каким-либо действия. Возможно упаковка будет выполнять также эстетическую функцию или отличаться своим удобством использования.
Содержательные сбытовые функции
Сюда можно отнести широкий спектр упаковок, которые украшены разнообразными анекдотами, веселыми слоганами или призывами. В народе есть целый набор шуток, который был почерпнут именно с рекламных упаковок и объявлений.
Вместо шуток можно использовать серьезную образовательную информацию. К примеру, на упаковке можно написать какие-либо народные приметы, исторические или научные факты, или же цитаты интересных личностей.
В качестве заключения стоит отметить, что упаковка может и должна быть рекламной и помогать производителю продавать свой товар. Вариантов, каким образом можно реализовать эту функцию, масса, нужно просто выбрать наиболее подходящий из них под свой тип товара и активно использовать.