Для того чтобы бизнес был успешным, предприниматель должен не только обладать четким видением целей своей деятельности и средств их достижения, но и найти уникальную рыночную нишу – узкую сферу бизнеса с устойчивым спросом и недостаточным предложением.
К ее признакам принято относить:
- ограниченность круга потенциальных потребителей;
- индивидуализированные запросы;
- устойчивую, но небольшую емкость рынка;
- незначительный уровень конкуренции или ее отсутствие.
Например, в сфере общественного питания выделение собственной ниши может выглядеть следующим образом: еда (основной рынок) ® рестораны (рынок) ® бельгийская кухня (подрынок) ® вафли (ниша) ® вафли в Басманном районе Москвы (подниша).
Выбор рыночной ниши сродни поиску «места под солнцем» и представляет собой, в сущности, удовлетворение актуальных, осознанных потребностей целевой аудитории при помощи новых средств и методов. Ее определение дает фирме четкую специализацию и позиционирование и подразумевает наличие покупателей, которые готовы платить за предлагаемый товар или услугу.
Этапы выбора ниши на рынке
Выбор ниши может опираться на две стратегии. Во-первых, практически всегда есть возможность освоения старого рынка с новыми предложениями. Креативные находки и высокое качество становятся в этом случае важными преимуществами. Во-вторых, развитие бизнеса может вестись путем внедрения новых предложений на неосвоенный рынок. Это более сложная стратегия, так как она требует высоких затрат и основывается на производстве товаров или оказании услуг, незнакомых потребителю. Для малых предпринимателей большей привлекательностью обладают узкие рыночные ниши, при освоении которых можно руководствоваться собственными предпочтениями и интересами.
При выборе ниши имеют значение следующие этапы:
-
Определение «4 П»: предпочтения, проблема, публика, продукт.
- Предпочтения: проанализируйте собственные пристрастия, увлечения, знания и навыки, найдите их точки соприкосновения с бизнесом.
- Проблема: определите существующие неудобства и затруднения, с которыми сталкиваетесь в повседневной жизни вы и окружающие, разработайте решения, способные их устранить.
- Публика: решите, на кого будет ориентирован ваш бизнес, взгляните на него глазами целевой аудитории. Что важно для потребителей, каковы их увлечения, потребности? Что они ценят?
- Продукт: оцените продукт. Нужен ли он кому-то, кроме вас? Позволит ли он развиваться бизнесу? Есть ли у него преимущества?
-
Оценка потенциальной прибыли и связанных с ней рисков.
На данном этапе оцениваются объем целевого рынка и покупательская способность. Будут ли потенциальные клиенты платить за продукт? Есть ли спонсоры, которые готовы вкладывать средства в ваш бизнес?
-
Анализ конкурентной ситуации.
Определите, какие игроки на рынке работают на удовлетворение тех же потребностей целевой аудитории, что и вы. Кто выиграет при сравнении их и ваших предложений? Тщательно изучите позиционирование и рекламные сообщения конкурентов.
-
Выбор каналов и формата распространения информации.
Определите перечень каналов и форматов, которые позволят вам донести до целевой аудитории информацию о бизнесе. Что это будет: интернет-площадки, мобильные приложения, почтовые рассылки? Выберите несколько наиболее эффективных вариантов.
-
Разработка образца продукта и оценка стоимости.
Узнайте мнение потенциальных покупателей о продукте, протестируйте бизнес-идею посредством нескольких вопросов. Сколько времени потребуется на запуск проекта? Каковы будут постоянные расходы? Какие дополнительные ресурсы будут необходимы при расширении бизнеса? И т. д.
-
Определение способов продвижения продукта.
Изучите маркетинговые стратегии конкурентов, определите возможности для того, чтобы отстроиться от них и завоевать свою долю потребителей. Какими будут конкурентные преимущества продукта, уникальные торговые предложения? На что будет сделан акцент при продвижении? Каким будет рекламный посыл?
В качестве примера удачно найденной ниши можно привести сеть благотворительных магазинов «Спасибо!», первый из которых открылся в 2010 году в Санкт-Петербурге. Зарубежный опыт «черитишопов» был успешно перенесен на российскую почву благодаря энтузиазму выпускницы СПГУКиТ Юлии Титовой. Для создания первого в стране благотворительного магазина девушка использовала собственные профильные знания и интересы и опиралась на такие потребности жителей города, как выглядеть креативно и помогать другим. В итоге была создана уникальная социально-культурная площадка, где можно не только дешево приобрести принесенные другими вещи, но и принять участие в интересных событиях: мастер-классах, тренингах, акциях, встречах. Согласно миссии магазина, 90% всех поступающих вещей направляется на благотворительность, а в продажу поступает лишь 10%. В основу бизнес-идеи легли, с одной стороны, личные убеждения и увлечения ее автора, а с другой – проблема нескольких групп петербуржцев:
- тех, кто хочет одеваться необычно и стильно и не имеет предрассудков в отношении секонд-хендов;
- тех, кто нуждается в помощи и не может приобрести самостоятельно даже самую простую одежду.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает 4 благотворительных магазина «Спасибо!». На момент открытия конкурентов на рынке не было. Нет их и сейчас, так как четыре магазина полностью покрывают существующую потребность аудитории (в основном молодежь и небольшой процент – люди среднего возраста), и появление аналогичных точек не представляется целесообразным.
Возможные ошибки при выборе ниши
К распространенным ошибкам при выборе ниши относится игнорирование или неверное определение потребностей потенциальных покупателей. Перечень универсальных желаний аудитории невелик: деньги и получение экономической выгоды, здоровье и безопасность, общение и отношения, привлекательность, экономия времени и других ресурсов, развлечения, стремление принадлежать к определенной субкультуре и др. Зачастую именно потребности из указанного списка ложатся в основу бизнес-идеи.
Второй ошибкой может стать отсутствие представления о содержании бизнеса, когда предприниматель решает открыть кофейню, ни мало не разбираясь при этом в культуре потребления кофе, сортах напитка и т. д. И, наконец, есть особые неудачи, вызванные самонадеянностью бизнесменов. Они проявляются в ситуации, когда предприниматель опирается на не подкрепленные фактами сведения о рынке, его игроках, емкости и покупательской способности целевой аудитории. Например, открыть салон элитных автомобилей в небольшом городе с населением, доходы которого находятся ниже среднего уровня, опираясь исключительно на собственное пристрастие к Ferrari, — в высшей степени самонадеянно и недальновидно.
Выбор ниши становится проще, если сосредоточиться на помощи другим людям, соотнести с ней имеющиеся возможности и склонности. Потребность радоваться жизни, лучше себя чувствовать, беречь здоровье, время и деньги может стать основой бизнеса, а обеспечение коммуникации с целевой аудиторией на этапе разработки идеи позволит совершенствовать ее в соответствии с ожиданиями и создать продукт, который обязательно найдет своего покупателя.