Изменения экономической ситуации всегда значительным образом влияют на рынок рекламы. 2015 год стал одним из самых сложных периодов для рекламного рынка России за последние пять лет. Нестабильность экономического положения не позволяет должным образом оценить потенциальные возможности и угрозы. Также рынок подвергся различным атакам со стороны политической власти, что значительно ухудшило ситуацию.
В начале года рекламистов ждали печальные новости: компании предпочли заморозить рекламную активность, что привело значительному сокращению рекламных бюджетов и к обвалу рынка. Федеральное телевидение в этот период сообщило о сокращении бюджетов на тридцать процентов, в других областях ситуация была не лучше. Провал первых месяцев было необходимо исправить, и к концу года сокращение рынка составило всего около 12-14%. Если же сравнить докризисный период и 2015 год, то в финансовом выражении сокращение составило около шести миллиардов долларов.
Лучше всех 2015 год пережила контекстная реклама. Этот канал занимает 80% всего объема интернет-рекламы и в целом является вторым по популярности после телевидения. Благодаря относительно низкой стоимости, это рекламное направление смогло даже укрепить свое положение.
Благодаря развитию рынка мобильных устройств, все большее внимание к себе привлекает мобильная реклама. Она задает новые форматы размещения, а также диктует свои критерии отбора аудитории. Также интерес у рекламодателей вызывают автоматизированные площадки размещения рекламы.
Однако большинство рекламных каналов все же ощутили спад. Наибольшие потери понесли кабельные телеканалы, печатная и наружная реклама. Причины потери позиций различны. Так по телевидению сильно ударил запрет рекламы на платных каналах, из-за чего компании потеряли около 60% бюджета, а минимизировать потери к концу года и восстановиться им так и не удалось.
Наружная реклама также страдает от решений власти. Так в Спанкт-Петербурге и Москве существует проблема с согласованием размещения рекламных конструкций. Беспокойство вызывает также и несоответствие требованиям ГОСТа большинства рекламных конструкций.
Рынок печатной рекламы испытывает наибольшие затруднения. Это единственный канал, который после пережитого кризиса 2008 года не смог вернуться к прежним объемам. Эксперты считают, что ожидать развития этого сегмента не следует, так как на него оказывают влияние слишком много негативных факторов: несогласованность действий игроков сегмента, неумение наладить качественную коммуникацию с заказчиком, сомнительная ценовая политика и другие.
Если говорить о факторах, нарушающих стабильность рынка, то наиболее значимым и влиятельным из них является деятельность государственных органов, и в первую очередь направленная на регуляцию процессов рекламного рынка. Так из-за вмешательства государства потери сегмента телевизионной рекламы за 2015 год сравнимы с потерями всего рекламного рынка в 2014 году.
Большое влияние оказал и закон об ограничении владения иностранными гражданами в российских СМИ. Из-за этого рынок лишился множества инвесторов, некоторым из которых пришлось полностью покинуть российский рынок. Многие будущие инициативы также вы0зывают опасения.
2016 год принес рынку перемены к лучшему. Практически все сегменты показывают рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как всегда в отстающих печатная реклама. В финансовом выражении общий объем рекламного рынка за первый квартал превысил 75 миллиардов рублей, что на 18% больше, чем за тот же период 2015 года. Впрочем, вернуться к показателям первых месяцев 2014 года не удалось (тогда объем рынка составил 77 миллиардов рублей). В пересчете на доллары ситуация выглядит еще более печально: если в первом квартале 2014 года объем рынка был 2,16 миллиарда долларов, то в 2016 показатели упали почти в два раза и составили 1,03 миллиарда. Впрочем, не смотря на относительно хорошие новости первого квартала, эксперты ожидают снижения темпов роста.
Наилучшим образом обстоят дела у эфирного телевидения – они практически достигли докризисных показателей. Рост этого сегмента составил 18-19% по оценкам разных экспертов (в финансовом выражении 35 – 36,2 миллиарда рублей). Неплохо обстоят дела и у кабельного телевидения, их рост составил 110%! Прежде всего, такие показатели связаны с последствиями непродолжительного законодательного запрета платной рекламы, однако за год сегмент практически оправился и можно ожидать, что скоро восстановит свои показатели.
Практически все медиаканалы демонстрируют прирост: outdoor-реклама за первый квартал 2016 года прибавила 7%, реклама на радио — 12%, indoor и реклама в кинотеатрах — 8%.Рост объемов рекламы в интернете составил около 31%, однако, здесь показатели разнятся. Тогда как контекстная реклама уверено демонстрирует прирост, медийная реклама теряет позиции. Привычную отрицательную динамику показывает реклама в прессе – эта тенденция наблюдается давно, и, по мнению экспертов, изменений ждать не приходится. За первый квартал этот сегмент рынка упал на 14%