/ / /
Матрица Бостонской консалтинговой группы

Матрица Бостонской консалтинговой группы

103176

Заказать консультацию

Матрица Бостонской консалтинговой группы (матрица «рост–доля рынка») является одной из ранних моделей портфельного анализа. Она была разработана в 60-х годах прошлого века на основе исследований специалистов Boston Consulting Group в сфере стратегического планирования.

1

В основе модели лежат четыре стадии жизненного цикла товара. Для определения стадии необходимо учитывать два критерия: темпы развития отраслевого рынка и относительную долю продукции. Чтобы определить темп развития рынка, необходимо найти средний темп роста всех сегментов, в рамках которых функционирует предприятие. При этом значения от 10 % и более будут рассматриваться как высокие. В некоторых случаях значение первого критерия принимается равным показателю темпа роста ВВП. Чтобы найти средневзвешенный темп роста (если ваша фирма присутствует на нескольких сегментах рынка), используйте следующую формулу:

Средневзвешенный темп роста рынка Х = (годовой темп роста рынка Х в % * годовая емкость рынка Х, руб.) / (сумма емкостей рынков Х+Y+Z, руб.).

Определить относительную долю рынка конкретного товара можно разделив долю рынка данного бизнеса на аналогичный показатель крупнейшего конкурента. Высоким считается коэффициент превышающий единицу.

Стадии жизненного цикла товара

  1. Появление на рынке («трудный ребенок»).Товары или услуги в этой стадии могут быть очень перспективными, так как рынок постоянно расширяется. Однако при этом они требуют значительных вложений для развития. Применительно к этой группе предприятие должно решить: хватит ли у него денежных средств, чтобы поддержать новый продукт, либо же стоит прекратить существование проекта.

    На первой стадии для товаров характерны быстрый рост темпов развития и малая доля на рынке.

  2. Рост популярности («звезда»).К этой категории относятся лидеры рынка. Благодаря высокой конкурентоспособности они обеспечивают своим инвесторам высокую доходность. Однако поддержание высокой доли динамичного рынка возможно лишь при постоянных финансовых вложениях. Компании, отдельные сферы деятельности которых оказались в этом сегменте, должны направить на их развитие основную долю ресурсов: персонал, денежные средства, научные разработки и т. д. Все вложения будут оправданы и принесут значительную прибыль.

    На втором этапе товары показывают быстрый рост и занимают высокую долю в секторе экономики.

  3. Зрелость («дойная корова»).Продукты начинают приносить значительно больше прибыли, чем требуется для поддержания их роста. Благодаря этому появляется возможность для финансирования научных исследований и диверсификации. Иными словами, свободные средства могут пойти на развитие проектов «трудных детей» или «звезд». При этом сами товары или услуги в категории «дойные коровы» не потребуют серьезных вложений, разве что незначительного инвестирования для поддержания текущего уровня сбыта.

    Третий этап характеризуется медленным ростом товара и его высокой долей на рынке. Экономисты называют его временем «сбора урожая».

  4. Спад востребованности («собака»).К категории относятся продукты, не имеющие возможностей роста и находящиеся в невыгодном положении. Сохранение их на рынке связано с серьезными финансовыми расходами. При этом шансов на то, что вложения смогут оправдать себя, фактически нет. На данном этапе инвесторы должны прекратить любое финансирование, а производитель — довольствоваться скромным существованием.

    Таким образом, четвертый этап характеризуется медленным ростом и малой долей товара на рынке.

Матрица необходима для того, чтобы проанализировав бренды в вашем портфеле, составить наиболее успешную стратегию их финансирования. Любой компании, заинтересованной в обеспечении основы для прибыльного и перспективного роста, в первую очередь необходимо вкладывать средства в зрелые проекты. Кроме того, часть денег потребуется инвестировать в привлекательные и быстро растущие новые сегменты рынка.

Анализ матрицы и формирование инвестиционного портфеля

Каждое предприятие, для продукции которого была составлена матрица БКГ, должно сделать для себя соответствующие выводы и принять решения по развитию тех или иных направлений бизнеса:

  • для «звезд» — приложение всех усилий с целью сохранения лидерства;
  • «собак» — вывод с рынка либо минимизация инвестиций;
  • «трудных детей» — выбор в пользу селективного развития или инвестирования;
  • «дойных коров» — направление ресурсов на получение максимальной прибыли.

Проекты, попавшие в категорию «собак», необходимо в кратчайшие сроки исключить из портфеля. Они будут тянуть компанию вниз, лишат ее свободных денежных средств и поглотят все ресурсы. Если же исключение из портфеля невозможно по какой-либо причине, то в отношении «собак» могут быть проведены мероприятия по обновлению и репозиционированию.

Если компания испытывает недостаток текущих свободных средств, необходимо разработать долгосрочные программы для роста числа «дойных коров» или «звезд». В краткосрочном периоде потребуется сократить производство новых товаров, так как при отсутствии финансов предприятие не сможет поддержать их развитие на должном уровне.

Недостаток будущих средств обязывает включить в портфель оптимальное количество новых продуктов, которые в перспективе смогут стать «дойными коровами» или «звездами».






Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Логотип

Реклама

Разработка рекламной кампании для жилой недвижимости / жилого комплекса

Любой бизнес требует рекламы и продвижения и это факт, проверенный временем. Только благодаря этим инструментам можно привлечь потенциальных клиентов, увеличить рентабельность, стимулировать продажи. Разработка рекламной кампании для жилого комплекса представляет совокупность связанных между собой шагов, которые проводятся по четко разработанным правилам...

Взрослый подход к рекламе детских товаров

Практически каждый хороший маркетолог знает, что дети являются самой хорошей почвой для рекламы и продвижения товаров и услуг. Эта целевая аудитория всегда отзывается максимально хорошо на большинство предложений, если они только грамотно составлены. Ребенок не считает деньги, он не думает о том, слишком ли ему нужен тот или иной товар – он просто с наслаждением и интересом смотрим веселую привлекательную рекламу и готов купить все, что ему только предложат.

Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных