Все компании нуждаются в наиболее полной и актуальной информации о происходящем на рынке, однако не все могут позволить себе дорогостоящие опросы. В этой ситуации на помощь приходят кабинетные исследования. Кабинетные или вторичные исследования предполагают анализ уже собранной и опубликованной ранее информации. Они могут, как быть частью большего исследования (например, этапом сбора и анализа уже существующей информации о проблеме), так и быть самостоятельным проектом.
Источники информации для проведения кабинетных исследований делятся на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся отчеты, сметы, бюджеты, результаты предыдущих исследований и иная документация фирмы. Вся эта информация находится под рукой и может быть доступна практически в любой момент, что сильно облегчает проведение исследования.
Внешние источники могут быть более разнообразны:
- Материалы законодательного характера.
- Государственная статистика. Помогает отследить состояние экономики государства, а также сделать выводы о потребителях и их благосостоянии.
- Отчеты крупных исследовательских центров. Эта информация может быть в свободном доступе, однако иногда исследовательские центры продают данные, что в любом случае менее затратно, чем проведение собственного полевого исследования.
- Публикации в специализированных изданиях. Подобные материалы часто содержат обзоры состояния рынка, экспертное мнение о грядущих тенденциях. Также там можно найти информацию об основных конкурентах и новых проектах.
- Опубликованные исследования других фирм (возможно из смежных сфер). Часто такая информация не вполне актуальна, но она поможет проследить изменения, произошедшие на рынке.
- Рейтинги, периодически публикуемые различными изданиями. Обзор рейтингов, за несколько лет позволяют проследить динамику конкурентов.
- Отзывы и рецензии. Эту информацию легко найти в интернете на различных сайтах-отзовиках и форумах. Также для сбора обратной связи можно использовать социальные сети.
- СМИ
Как и в других случаях, перед этими исследованиями формулируется проблема, требующая информации для ее решения.
Кабинетные исследования помогут, если вам необходимо:
- Сделать общий обзор рыночной ситуации
- Определить перспективы и векторы развития рынка
- Быстро провести анализ конкурентов
- Изучить возможности сбыта и каналы продвижения
- Определить объем рынка и его емкость
- Провести ценовой анализ.
Очень часто кабинетные исследования совмещают с экспертной оценкой. Что придает исследованиям большую значимость и достоверность. Чаще всего при проведении таких исследований пользуются качественным анализом, когда каждый источник анализируется отдельно, а не сводится к количественным данным. При исследовании может анализироваться очень большой объем данных.
Виды кабинетных исследований:
- Контент-анализ. Чаще всего его используют при оценке репутации в СМИ. Оценивается эмоциональная окрашенность слов, окружающих объект исследования
- SWOT – анализ. Позволяет оценить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы для ее развития
- PEST – анализ. Анализ внешнего окружения компании, позволяет оценить влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов среды.
- Портфельный анализ или матрица Бостонской консалтинговой группы. Позволяет оценить этап развития бренда, а также определить наиболее перспективные направления для инвестиций и выделить проекты, тянущие компанию вниз..
- Анализ стратегии развития на рынке. Чаще всего для этого используют метод матрицы ANSOFF
- GAP-анализ . Позволяет обнаружить несоответствия между внутренней маркетинговой стратегией и реальным положением дел на рынке, а также найти дополнительные конкурентные преимущества бренда.
- Анализ конкурентов. Для проведения подобного исследования можно воспользоваться моделью анализа конкурентных сил Портера, анализирующей шесть факторов, влияющих на бренд: поставщики, потребители, аналоги, существующие конкуренты, новые игроки на рынке, другие заинтересованные лица.
Как и у любого метода, у этого типа исследований есть свои достоинства и недостатки, поэтому они хорошо подходят для одних ситуаций и не подходят для других.
В качестве плюсов кабинетных исследований выделяют:
- Относительно невысокую стоимость.
- Быстроту сбора данных
- Высокую достоверность за счет несколькихисточников информации
- Наличие информации из независимых источников
- Высокая скорость анализа данных
Недостатками вторичных исследований являются:
- Информация не всегда напрямую соотносится с задачами исследования, часто носит общий характер
- Информация может быть устаревшей
- В ходе чужих исследований могут быть допущены ошибки, которые вы не можете обнаружить, так как не имеете доступа к исходным данным
В конце составляется отчет, содержащий все основные выводы из проведенного анализа данных. Этот отчет предоставляется лицу, принимающему бизнес-решение. Если же кабинетное исследование проводилось в рамках более крупного изучения рынка, то на основе полученных данных формируются задачи следующих этапов.