В первой части статьи мы рассмотрели типы холл-тестов, сфокусированные на оценке одно продукта. Далее мы рассмотрим типы тестов, которые позволяют сравнить между собой несколько аналогичных объектов. Напомним, что в рамках холл-теста может тестироваться не только сам продукт, но и упаковка, рекламные ролики и другие атрибуты бренда.
Холл-тест ,в котором сравниваются несколько образцов может использоваться для сокращения затрат на проведение исследования. Иногда они дают результаты по качеству не уступающие одиночным (Monadic) тестам.
Сравнительные холл-тесты разделяют по времени сравнения образцов: одновременном или последовательном.
SequentalMonadicTest
Тест, в котором последовательно оцениваются несколько продуктов, называют SequentalMonadicTest. В этом формате респондент сначала тестирует и оценивает один образец, а затем поступает также с другим.
Хотя этот тест более экономичен, он имеет особенность, которую необходимо учитывать – взаимное влияние образцов друг на друга. Если один из сравниваемых образцов обладает значительно лучшими характеристиками, чем другой, то в этом случае мы получим некорректный результат – оценка менее качественного образца будет существенно занижена по сравнению с той, которую мы бы получили, оценивая продукт в рамках Monadic-теста. Это же действует и в обратном случае: если первый продукт хуже, чем второй, то оценка второго будет необоснованно высокой – эффект контраста. Поэтому этот тип теста не подходит для слишком сильно различающихся продуктов.
Про этот эффект необходимо помнить при проведении сравнительных тестов и учитывать порядок тестирования продуктов при оценке результатов.
Если при анализе полученных результатов видно, что вне зависимости от порядка тестирования образцов, респонденты предпочитают тот, который пробовали первым, то оба продукта одинаково хороши для рынка. Если же наоборот, респонденты выбирают второй, то продукты не представляют из себя ничего выдающегося, а соответствуют тем, что уже представлены на рынке.
Результаты тестирования могут зависеть от параметра, которые не оценивается в ходе данного исследования, так, например, если один из товаров на ощупь приятнее, респонденты могут оценивать его в целом выше, чем конкурента.