Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Он значительно облегчает жизнь – новости, контакты, покупки, всевозможные сервисы – все это доступно в любой момент, достаточно лишь сделать запрос. Но, увы, не только комфорт и доступ к информации подарила нам всемирная сеть. Интернет все чаще становится причиной неврозов. А любой страх и дискомфорт – находка для маркетолога.
Одним из страхов, которые взрастил Интернет, стал FOMO. Это аббревиатура, образованная от английского FEAR OF MISSING OUT. Это состояние характеризуется тем, что человек постоянно боится пропустить что-то важное и интересное. Чаще это касается развлечений или возможностей, но может относиться и к мировым новостям и важным событиям.
Этот страх заставляет пользователей постоянно обновлять ленты новостей в социальных сетях, где человек проводит кучу времени, следя за последними сообщениями, фотографиями, статусами и лайками друзей и знакомых. Иногда страх рождается из реального события, например, человек не получил приглашения на вечеринку, где будут все его знакомые – и это отвержение заставляет его нервничать, но бывает и так, что беспокойство приобретает более размытые и абстрактные формы , выражаясь в общем хроническом напряжении.
Человек разрывается от выбора возможностей. Он не может принять решение, боясь, что его выбор заставит его пропустить нечто важное, что случится в это же самое время в другом месте. Если он планирует пойти на вечеринку, то он переживает, что пропустит открытие модной выставки или концерт знаменитости. Это касается не только мероприятий: интернет дарит нам массу информации о новинках: одежда, рестораны, книги, путешествия – все это может стать причиной возникновения симптомов FOMO. Кто-то превращает решение в огромную проблему, пытаясь сделать максимально рациональный выбор, кто-то просто запутавшись в многообразии вариантов отказывается принимать решение и после горько сожалеет об упущенном, продолжая обновлять соцсети.
Симптомами FOMO являются:
- привычка без конца проверять обновления в социальных сетях
- растерянность и невнимательность
- неспособность сконцентрироваться.
Этот феномен уже заинтересовал деятелей науки. Так, Доктор Эндрю Пшибильский из Эссекского университета опубликовал в журнале Computers in Human Behavior свою работу, посвященную FOMO. Проанализировав более 2000 испытуемых (это были работающие люди от 18 до 65), он выяснил, что FOMO возникает у тех, кто иеет неудовлетворенные психические потребности, например, желание быть значимым для окружающих. Особенно ярко это проявлялось у людей, нацеленных на карьеру. Особую роль в этом играла сеть LinkedIn, где пользователи, наблюдая за успехами других, испытывали зависть и неудовлетворенность собой.
Дэн Ариэли (профессор психологии и поведенческой экономики, Дюкский университет) в книга «Предсказуемая иррациональность» утверждает, что, когда пользователь просматривает фотографии или записи друзей, он начинает испытывать страх и сожаления. Это происходит из-за опасений по поводу неверно выбранного досуга.
Соцсети предлагают нам обновление новостей в реальном времени, поэтому, когда мы видим, что прямо в этот момент наши друзья отлично веселятся без нас, мы чувствуем досаду и полагаем, что наш вечер мог бы пройти иначе. Именно молниеносность новостей вызывает нервозность, ведь соцсети сильно отличаются от простого дружеского обсуждения прошедшей недели.
FOMO играет на руку маркетологам. Нервозность и неудовлетворенные желания легко превратить в покупки. Особенно, если взаимодействовать с клиентом через социальные сети. Помогут в этом следующие приемы:
- Ограниченное предложение. Прием старый, но весьма действенный. Если человек боится упустить возможность, то ограничение во времени (или в товаре) подтолкнет его к покупке.
- Поддерживайте взаимодействие покупателя и бренда в соц сетях. Поощряйте потребителей делиться отзывами и фотографиями о вашем продукте. Например, вы можете предложить им скидку за отзыв. Не забывайте интересоваться мнением потребителей с своих постах задавая прямые вопросы или проводя опросы. Эта «шумиха» вокруг бренда привлечет тех, кто боится пропустить что-то важное.
- Говорите об эмоциях, а не о продукте. Яркость впечатлений – вот что важно для FOMO. Никто не хочет пропустить самое интересное! Рассказывайте о новинках, новых возможностях, мероприятиях. Особенно хорошо это подходит для бизнеса, который напрямую связан с эмоциями: рестораны, путешествия, развлечения, но можно найти решения и для более серьезных сфер.
- Исключительность и элитарность. Создайте группу «только для своих» — такое ограничение привлечет к вам взгляды тех, кто боится упустить уникальную возможность. Эти люди захотят присоединиться к особенным. Таким «клубом» может стать накопительная программа, предлагающая различные приятные бонусы при достижении определенного уровня.
Использование страха «нового поколения» в маркетинге может повысить продажи, тем самым принеся успех бренду. Следует ли учитывать этическую сторону вопроса – решать вам.