Сторителлинг. Что это и зачем нужно.

11044

Все новое – это хорошо забытое старое. Еще в древности люди обучали или делились своими мыслями при помощи притч и сказаний. Рассказывание истории позволяло подтолкнуть слушателей к нужному выводу, но при этом было более увлекательным, чем простое изложение фактов и выводов.

1

История ненавязчиво, на примере преподносит зрителям ключевую мысль.  Вывод, который слушатель делает на основе рассказа, имеет для него болшую ценность, чем если бы он был сухим логическим выводом.

Для чего нужен сторителлинг?

Сторителлинг сейчас активно применяется как в маркетинге, так и в личных продажах. Он позволяет выстроить с потребителем более эмоциональную и живую коммуникацию. История увлекает слушателя, заражает его эмоциями, подает простой и понятный пример.

Очень активно сторителлинг используют в туризме, рассказывая о прелестях будущего путешествия, они подстегивают фантазию клиента, пробуждая желание побывать в новых местах. Не менее привлекателен он и для журналов – на примере истории читателю доносят интересный опыт. В продажах этот прием используют для снятия возражений клиента: рассказ о том, как компания решила проблемы заказчика, вызывает доверие.  Хорош сторителлинг и для поддержания внутреннего бренда компании: истории о других сотрудниках могут не только мотивировать на работу, но и способствовать укреплению внутрикорпоративных ценностей. В ИКЕЕ рассказывают об экономности и практичности основателя бренда: он всегда летает эконом-классом, ездит на пятнадцатилетнем автомобиле и  использует для заметок обратную сторону уже ненужных документов.

И самое распространенное: умение рассказать захватывающую историю особенно важно при проведении презентаций и выступлений. Интересный рассказ захватывает внимание аудитории, делая выступление более ярким и запоминающимся.

Как создать историю?

В каждой хорошей истории есть элементы, без которых сложно обойтись.

  • Идея. Она должна быть простой и понятной для слушателей. Хорошо, когда напрямую идея связана с сюжетом, но, как это видно на примере притч и басен,  совсе не обязательно.
  • Персонаж. Главное действующее лицо. В этом качестве может выступать на только человек, но и бренд, компания и т.д.
  • Возможность для слушателя вжиться в образ. Способность примерить на себя амплуа одного из персонажей значительно повышает шансы на успех. Кроме того, стоит заметить, что история должна быть актуальной, она должна помогать решить проблемы реального мира, осветить проблемные точки реальности, а не просто развлечь аудиторию.
  • Структура. Для истории можно использовать классическую структуру: завязка – кульминация – развязка. Главное, чтобы интерес слушателей не угасал.
  • Связанность сюжета. Сюжет должен быть достаточно простым, но при этом небанальным. В истории должна прослеживаться логика повествования. Все элементы истории должны составлять единое целое.
  • Стиль повествования. Он определяет то, как слушатель воспримет историю, кому из персонажей будет сочувствовать, за кого переживать.

Законы сторителлинга.

Мало написать историю, пусть даже и включив в нее все необходимые элементы. Формат сторителлинга предполагает и соблюдение некоторых правил повествования. Соблюдая их можно получить максимально высокий результат.

  • Краткость. Не пытайтесь утомить слушателя долгим и витиеватым повествованием.  Одна история – одна мысль. Короткие истории лучше запоминаются и легче воспринимаются слушателями.
  • Яркий герой. Ваш герой должен вызывать эмоции. Он должен быть живым ипонятным. Не пытайтесь двигать героем, словно пешкой в шахматах. Такая неестественность сразу ощущается. Придайте ему характер и добавьте пару специфических черт. Помните, что герой – это не идеал и не образец для подражания.
  • Сюжетность.  Сторителлинг – это не просто разговор. Это именно история, со своим сюжетом и персонажами.
  • Все уже произошло. История должна уже завершиться к моменту повествования – это не сериал, который будут смотреть в реальном времени, это небольшая иллюстрация к вашим тезисам, а не развлечение. Впрочем, это правило не отменяет ТОО, что у истории может быть открытый финал.
  • Не навязывайте мнение. Сторителлинг – это не воспитательный разговор и не нравоучение. Уважайте своих слушателей.
  • Не делайте очевидных выводов. Позвольте слушателям самим сделать выводы. Это не только вовлечет их в процесс, но и сделает мысль более ценной, весомой.
  • Влияйте на эмоции. Сторителлинг – инструмент для воздействия на эмоциональную часть человеческого сознания. Для рациональных рассуждений запаситесь фактами и логическими построениями.
  • Для конкретной аудитории. Обязательно учитывайте, кому вы будете рассказывать эту историю. Один и тот же сюжет для серьезного бизнесмена и для молодого специалиста из отдела маркетинга следует преподносить по-разному. Сместите акценты, чуть измените выражения, подумайте, что может зацепить вашу аудиторию особенно сильно?
  • Используйте метафоры и фигуры речи. Русский язык богат. Сторителлинг – это то средство, когда богатство языка играет на руку, не пренебрегайте этим преимуществом.
  • Сделайте слушателя соучастником истории. Позвольте ему что-то додумать самостоятельно, поинтересуйтесь, как бы он поступил на месте героя.
  • Убедительность.  Если рассказчик сам не верит своей истории, то эффект может быть прямо противоположным. Не доверяйте этот ответственный момент новичкам. Если рассказчик волнуется, то лучше несколько раз прорепетировать перед тем, как выходить на публику.

  • 1
    Share

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных