В условиях жесткой конкуренции между брендами и обилия информации, которую ежедневно получает потребитель о различных товарах и услугах традиционные форматы рекламы не всегда дают нужный результат. Они попросту надоедают им, становясь элементами информационного шума.
В связи с этим компаниям, которые стремятся расширить и упрочить свое положение на рынке, необходимо применять нестандартные и креативные методы привлечения и удержанию внимания потенциальных клиентов. К ним, кроме прочего, относится и сторителлинг. Этот метод по своей сути довольно старый, однако в век обилия обезличенной информации именно истории о живых, реальных людях и событиях помогают добиться успеха в продвижении идеи или продукта.
Что такое сторителлинг?
Сторителлинг (от английского слова «storytelling», что в дословном переводе означает «рассказывание историй») представляет собой мощный инструмент в маркетинге, помогающий брендам привлекать внимание и укреплять связь с аудиторией.
Собственно, на практике он представляет собой метод донесения информации о продукте или услуге через рассказ. Этот подход обязательно использует добавление эмоциональных оттенков, благодаря чему он становится более доступным и запоминающимся для широкой аудитории. Основные элементы сторителлинга включают:
1. Персонажей. Персонажем может выступать клиент или сотрудники. Чем более человечными будут персонажи, тем легче аудитории будет понять их мотивы и поступки.
2. Конфликт. Каждая хорошая история включает в себя конфликт – проблему, которую нужно решить с помощью продукта или услуги. Он создает интерес и движет повествование вперед. Развязка конфликта должна быть яркой, что сможет сформировать эмоциональную связь с аудиторией.
3. Эмоции. Эмоциональные моменты используются, чтобы ассоциировать аудиторию с рассказанной историей. Наиболее яркими среди них являются радость, грусть, удивление или вдохновение. Именно эмоции побуждают людей к действию.
Зачем нужен сторителлинг в маркетинге?
Основная задача сторителлинга – привлечение внимания к продукту или бренду в целом путем использования художественных приемов, рассказа, вымышленных или реальных историй из жизни. Этот метод позволяет создать и сформировать:
- Эмоциональную связь с клиентом. Живые истории вызывают эмоции, которые лучше запоминаются, чем обычные сухие факты и цифры. Соответственно, эмоциональная связь с брендом повышает уровень доверия потребителей.
- Запоминаемость. Люди лучше воспринимают информацию, когда она представленная в форме рассказа, поскольку это соответствует естественным способам человеческого мышления.
- Упрощение восприятия. Сторителлинг помогает объяснить сложные концепции и нарративы простым языком. Это особенно полезно для продвижения технологичных и инновационных товаров и услуг.
- Дифференциация бренда. В условиях высокой конкуренции захватывающие истории, связанные с компанией или продуктом, помогают выделиться на фоне других участников рынка.
При этом следует помнить, что сторителлинг не должен слишком навязчиво рекламировать продукт. В его основе лежит личная история, эмоции, переживания и успехи конкретного персонажа.
Сторителлинг сейчас активно применяется как в маркетинге, так и в личных продажах. Его часто используют в туризме, рассказывая о прелестях будущего путешествия, они подстегивают фантазию клиента, пробуждая желание побывать в новых местах. Не менее привлекателен он и для журналов – на примере истории читателю доносят интересный опыт. В продажах этот прием используют для снятия возражений клиента: рассказ о том, как компания решила проблемы заказчика, вызывает доверие.
Хорош сторителлинг и для поддержания внутреннего бренда компании: истории о других сотрудниках могут не только мотивировать на работу, но и способствовать укреплению внутрикорпоративных ценностей. В ИКЕЕ рассказывают об экономности и практичности основателя бренда: он всегда летает эконом-классом, ездит на пятнадцатилетнем автомобиле и использует для заметок обратную сторону уже ненужных документов.
И самое распространенное: умение рассказать захватывающую историю особенно важно при проведении презентаций и выступлений. Интересный рассказ захватывает внимание аудитории, делая выступление более ярким и запоминающимся.
Как создать историю?
Создание сторителлинга для маркетинговых целей включает несколько ключевых шагов.
1. Определение цели. Следует понять, какую конкретную цель необходимо хотите достичь: повышение осведомленности о бренде, увеличение продаж, привлечение новой аудитории и т. д.
2. Проведение исследования целевой аудитории. Важно узнать ее интересы, болевые точки и потребности. Это поможет сделать историю более целенаправленной и цепляющей.
3. Создание персонажа. Главное действующее лицо. В этом качестве может выступать на только человек, но и бренд, компания и т.д. Важное условие – персонаж должен вызвать чувство сопереживания и интерес.4. Построение сюжета. Каждая хорошая история имеет структуру: завязка, кульминация, развязка. Главное, чтобы интерес слушателей не угасал. Важен так же стиль повествования. Он определяет то, как слушатель воспримет историю, кому из персонажей будет сочувствовать, за кого переживать. Не последнее место в создании истории занимает и связанность сюжета. Каждый ее элемент должен представлять собой единое целое и подчиняться единому стилю.
Законы сторителлинга
Сторителлинг – довольно открытый формат, однако при создании истории следует учитывать некоторые правила повествования. Соблюдая их можно получить максимально высокий результат.
- Краткость. Сторителлинг это не роман и не художественный фильм. История должна «зацепить» клиента, но не утомить его. Яркие запоминающиеся истории лучше воспринимаются аудиторией.
- Сюжетность. Использование художественных приемов отличает сторителлинг от иных традиционных форматов маркетингового продвижения. Это не просто разговор - это именно история, со своим сюжетом и персонажами.
- Уважение мнения аудитории. Сторителлинг не должен обесценивать мнения или мировоззрение отдельных групп людей.
- Не делайте очевидных выводов. Позвольте слушателям самим сделать выводы. Это не только вовлечет их в процесс, но и сделает мысль более ценной, весомой. Кроме того, вы можете сделать слушателя соучастником истории. Позвольте ему что-то додумать самостоятельно, поинтересуйтесь, как бы он поступил на месте героя.
- Законченность истории. Формат сторителлинга не предполагает сериальной незавершенности. К концу повествования должна произойти кульминация сюжета. Впрочем, это правило не отменяет того, что у истории может быть открытый финал. Достаточно вспомнить рекламу «МММ» в середине 90-х годов, которые выпускалась в формате мини-сериала. Несмотря на сомнительность самого продукта – бренд и главный герой были крайне запоминающимися. Однако такой подход обуславливался особенностью и менталитетом людей той эпохи.
- Эмоциональное воздействие. Эмоции являются ключевым элементом запоминаемости. Важно использовать элементы, которые вызывали бы радость, грусть, страх или даже смех.
- Призыв к действию. Завершающая часть истории должна содержать ясный призыв к действию, который мотивирует аудиторию совершить определенные шаги (покупки, подписки и т. д.).
- Использование богатства языка. Сравнения, описания, метафоры – все эти инструменты русского языка должны быть использованы для создания хорошей и запоминающейся истории.
- Убедительность. История может являться вымыслом, но он должен быть максимально убедительным – именно так можно вовлечь аудиторию.
Также следует помнить, что внутри целевой аудитории могут быть разные люди, они отличаются возрастом, социальным статусом, хобби и профессиональными интересами. В рамках одной истории нельзя охватить их всех. Поэтому учитывать, на кого именно она рассчитана.