Каждый человек обязательно замечает тот факт, что во всех крупных магазинах, супермаркетах и прочих подобных заведениях, где людям предлагается что-либо купить или съесть, играет музыка. Играет ли она там просто так для поднятия настроения прохожих, или в этом есть какой-то смысл в плане маркетинга? Ученые и представители рекламных агентств в один голос утверждают – да, музыка в таких местах непосредственно влияет на потенциальных покупателей и косвенно помогает им решить на совершение покупок. И многие факты и исследования не заставят в этом засомневаться даже самого скептически настроенного человека. К примеру, маленькие дети, слушая в магазине песенки из любимых мультиков, с радостью готовы подпевать и танцевать, что в конечном итоге очень сильно влияет и на их стремление купить некоторые категории товаров.
Любой владелец большого или маленького магазина, какого-либо бизнеса имеет перед собой задачу – получение как можно большей прибыли. Именно поэтому многих предпринимателей на самом деле интересует вопрос, способна ли музыка в их заведении повлиять на рост продаж и получение большей выручки. Сказать однозначно, что конкретно сама музыка как-то стимулирует людей бросаться покупать товары нельзя. Здесь больше действует некоторый накопительный эффект, когда постоянная приятная музыка делает людей более расслабленными, создает чувство комфорта и уюта. К таким хорошим ощущениям люди быстро привыкают, подобные магазины становятся их любимыми местами для прогулок и периодических покупок.
Также очень важным является и то, что объявления в перерывах между музыкой воспринимаются большинством людей, в отличии от ситуаций, когда эти же рекламные объявления крутятся по громкоговорителям без устали часами напролет. Со временем все эти мягкие воздействия на психику потребителей начинают давать плоды и приносить реальное увеличение прибыли.
Очень хорошее применение музыки в магазинах нашли представители московской торговой сети «Монетка». Здесь было реализовано следующая хитрость: гуляющим по торговым залам людям периодически включали аудио объявления о том, что в том или ином магазине начала действовать скидка на тот или иной товар, что она будет д1ействовать только некоторое время, к примеру, всего 2 часа. Наблюдения представителей «Монетки» и арендаторов магазинов показали, что подобный подход на самом деле существенно увеличивает количество продаж, так как люди реально стремятся использовать удобные и выгодные для них акции. Точно так же проходило извещение потенциальных покупателей и начале действия разнообразных акций, мероприятий, специальных предложений от поставщиков. Эффект был примерно одинаковым – люди проявляли к разрекламированному объекту повышенный интерес и несли свои деньги в магазин намного активнее.
Как показывает практика, на популярность магазина влияет далеко не только его местоположение, красота и роскошь помещения, наличие рядом станции метро или тому подобных вещей. Не менее важное значение отводится в намного более мелким факторам: наличию удобных раздевалок и туалетов, красивой и удобной мебели внутри, тех же лавочек и стульев, а также тому, какая музыка играет в заведении. Все это способно существенно влиять на поведение покупателе, провоцируя их оставлять в заведении большее количество денег. Очень важно перед использованием музыки в супермаркете четко установить для себя цель– зачем эта музыка будет использоваться. Только после этого музыкальное оформление в потенциале может приносить пользу и выгоду.
Одна из главных задач музыки в точках продаж – это создание у человека ощущения умиротворения, спокойствия, комфорта, его положительное расположение к атмосфере в магазине и лояльное отношение к предлагаемым товарам. Музыка должна подчеркивать характеристики товара. К примеру, если в торговой точке предлагается модная одежда или обувь какого-то популярного бренда, то не лишним включить здесь соответствующую современную музыку, которую обычно слушают в кругах людей, покупающих подобные вещи. Если это какой-то стиральный порошок или моющее средство, то оно охотнее зайдет хозяйке в сумку под звуки спокойных мелодий, напоминающих ей о доме и уюте. Очень часто хорошая музыка является тем фактором, который задерживает человека в магазине подольше, заставляет пройтись еще несколько кругов мимо полок с товарами.
Также немаловажное значение музыка играет и для работающего персонала. Она помогает продавцам настроиться на положительную волну, быть более приветливыми и дружелюбными как между собой, так и с покупателями. Все это также существенно влияет на совершение людьми покупок на самые разных суммы.
В одной сети магазинов было проведен ряд интересных исследований с фоновой музыкой. Первые используемые варианты были довольно неудачны: персонал регулярно жаловался на то, что играющая музыка быстро надоедает, раздражает и часто отвлекает от работы. Она совершенно не мотивировала х качественно работать, чрезмерно расслабляла и вводила в целом в негативное эмоциональное состояние. Специалисты учли все эти жалобы и составили новое музыкальное оформление, которое сочетало в себе популярную современную музыку, некоторые известные хиты и аудиорекламу в небольших перерывах между самой музыкой. Этот шаг принес свои положительные плоды – персонал отметил, что после этого их эмоциональное состояние заметно улучшилось, работать стало легче и в целом дела магазинов пошли существенно лучше. Как видно из сказанного, музыка на самом деле является важным элементом современного маркетинга и ее просто нельзя игнорировать.
В последнее время многие маркетологи интересуются таким свежим явлением, как аудиобрендинг – создание собственной музыкальной концепции для определенного магазина или супермаркета. Такая уникальная и продуманная музыка должна быть визитной карточкой заведения, одной из его сильных сторон, по своему привлекать и заинтересовывать покупателей, стать узнаваемым элементом, который притягивает и вызывает интерес. Это сложное занятие, требующее серьезного подхода. К примеру, можно использовать классическую музыку в павильоне с винами будет создавать уникальную роскошную атмосферу, вызывая у покупателей чувство собственной элитарности. Грамотное использование таких моментов может помочь увеличить прибыльность своего дела и привлечь новых постоянных покупателей и клиентов.