Эффективность ведения бизнеса напрямую зависит от правильного комплекса маркетинга. Чтобы выбрать стратегию развития компании, необходимо определить потребительский спрос и возможности производителя, а также согласовать их с учетом следующих факторов:
- внешних – включают все то, что не зависит от руководства компании и работы ее сотрудников: тренды на рынке, курсы международных валют и действия средств массовой информации. Благодаря маркетингу организация имеет возможность повлиять на внешние факторы за счет модернизации выпускаемого продукта и контента, гибкого ценообразования, а также поиска новых каналов продвижения;
- внутренних, которые включают заинтересованность руководства, продуктологов, маркетинг-отдела и сотрудников компании. Всеобщее следование маркетинг-плану, понимание позиционирования и несение философии бренда в массы – части успешной работы стратегии.
Также эффективность маркетинг-микса заключается в выстраивании комплекса взаимосвязанных действий – P-элементов – которые направлены за завоевание доли на рынке и ее удержание. Для создания успешной модели ведения бизнеса, в первую очередь, необходимо взглянуть на ситуацию в мире со стороны клиента и ответить на следующие вопросы:
- Какой продукт необходим потребителю прямо сейчас, и какие выгоды он ему принесет?
- Какое позиционирование продукта будет наиболее привлекательным?
- Какая реклама интересна потенциальной аудитории?
Понимание потребностей общества поможет выбрать подходящую стратегию маркетинга и проработать каждый из элементов P, а также составить критерии для контроля и достоверной оценки эффективности ее инструментов.
Анализ имеющегося продукта, сбор мнений от экспертов, конкурентов и потребителей, дает возможность:
- корректировать стратегию в соответствие с ответной реакцией и ситуацией на рынке;
- прокладывать новые пути для увеличения востребованности;
- выстраивать план поэтапной оптимизации с контрольными точками.
В основе базового маркетинга лежит стратегия 4P, которая подходит к любому бизнесу. Освоить ее принципы и применить их на практике сможет даже человек, далекий от маркетинга. Подробнее эта модель была рассмотрена в данной статье.
По мере развития маркетинга к компонентам 4P были добавлены три дополнительных элемента. Таким образом, удалось создать один из самых популярных маркетинг-миксов – 7P.
Модель 7P включает семь равнозначных компонентов:
Продукт
Началом концепции является продукт, которые реализует компания. Сюда входят как конкретные товары, так и услуги.
Специалисты, разрабатывающие маркетинговую стратегию, должны думать о ключевых качествах и преимуществах продукта, которые заинтересуют клиентов. Для этого используются инструменты тщательного анализа рынка, составления портрета «идеального» клиента и потенциальных конкурентов. Это обязательно для нового бизнеса и полезно для действующего, так как помогает убедиться в соответствии выпускаемой продукции ожиданиям аудитории.
В элементе оценивается:
- функциональность продукта – УТР, преимущества, польза для потребителя;
- внешние характеристики: продуманный стиль, актуальный дизайн, упаковка;
- ассортимент;
- брендбук – имя, лого, фирменный стиль;
- уровень оказываемого сервиса и поддержки;
- качество услуг, связанных с предпродажами, продажами и постобслуживанием.
Цена
Следующий базовый компонент связан с ценообразованием: важно понимать, сколько клиенты готовы заплатить за товар. Сюда же входит понимание размера дохода, покрывающего все расходы на производство и продажу продукта. К тратам относят:
- арендную плату за помещения;
- администрирование сайта компании;
- заработную плату сотрудникам;
- налоговые обязательства.
Важно понимать, что, выбирая стратегию минимальных надбавок и низких цен, не получится занять нишу высокого ценового сегмента. Составить конкуренцию премиальным брендам можно лишь изначально выбирая правильную стратегию ценообразования и совершая ее регулярный пересмотр. Это поможет понять реальное положение вещей и оценить доходность бизнеса.
При установлении стоимости продукта нужно учитывать:
- актуальность товара для аудитории;
- себестоимость;
- цену в розницу;
- ценообразование конкурентов;
- действующие скидки и акции;
- желаемую прибыль.
Место
Одним из ключевых компонентов является место, откуда компания реализует свои товары и услуги. Маркетолог должен заострить внимание на всех местах – витрине, интернет-магазине, складе или маркетплейсе – где товар доступен для потенциальных клиентов.
Дизайнерское решение и качество оформления виртуального или физического пространства дает представление об уровне предоставляемых услуг и продаваемых товаров. В работе над местом продаж необходимо учитывать:
- каналы распределения;
- способы управления складом и логистику;
- условия дистрибуции;
- мерчендайзинг;
- рынки реализации.
Продвижение
Способы продвижения – ключевой компонент маркетинг-микса 7P, который в первоочередном порядке влияет на успех компании. Современный рынок предлагает множество рекламных каналов:
- платная наружная реклама – билборды, вывески;
- теле- и радиоэфиры;
- интернет и соцсети – подкасты, рассылки, боты;
- электронный маркетинг.
Выбор канала зависит от целевой аудитории и тех средств, которыми пользуются потенциальные клиенты. Здесь необходимо учитывать:
- стратегию продвижения;
- закладываемый в рекламу бюджет;
- каналы и географию коммуникации;
- стратегию PR;
- промо-акции для стимулирования продаж.
Процесс
Этот элемент напрямую связан с процедурой оказания услуги или оформления сделки, с непосредственным взаимодействием компании и потребителя. Основной задачей становится создание комфортных условий сотрудничества.
Для улучшения сервиса используют следующие инструменты:
- опрос потребителя;
- обучение сотрудников;
- разработка сценариев оказания услуг с подробным описанием правил и норм;
- внедрение цифровых сервисов для ускорения работы.
Люди
Компонент, тесно связанный с предыдущим. Персонал – это «лицо бренда». От качественной работы службы HR зависит формирование команды, способной продать любой товар.
Изначально руководитель должен обеспечить сотрудничество между маркетинговым и кадровым отделами, чтобы уже на этапе собеседования определить ценные кадры, которые прониклись идеей компании и хотят развиваться вместе с ней.
Реальные результаты дает своевременное обучение сотрудников с непосредственным участием специалистов по маркетингу. Крупные компании вкладывают огромные деньги в развитие сотрудников.
Физическое окружение
Элемент отвечает за окружающую обстановку в процессе оказания услуги. Физическое воплощение философии бренда, его видения картины мира должно откликаться у клиентов и заставлять их возвращаться к продукту или услуге снова и снова.
Гостиничный бизнес, бьюти-индустрия и медицинские центры – яркие примеры того, как сильно влияют на потребителя полученные впечатления от атмосферы и взаимодействия с компанией.
Маркетинг-микс 7P способен полностью удовлетворить потребности управления компаний из сферы услуг и B2B.