Одним из условий успешности современного бизнеса являются доступность и прозрачность для целевых аудиторий, а значит, представленность в интернете в виде сайта, блога, аккаунта в социальной сети. Но присутствие коммерческого ресурса в онлайн-пространстве само по себе еще не гарантирует автоматическое увеличение продаж, рост популярности продукта или привлечение внимания потребителей – для достижения поставленных задач необходима планомерная, целенаправленная деятельность в сфере интернет-маркетинга: от создания информационной площадки для продвижения товаров и услуг до контроля результативности предпринятых мер.
Для чего нужен интернет-маркетинг
Интернет-маркетинг направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей интернет-пользователей в получении информации о продукте, продаже и/или приобретении товаров и услуг. Специфика целевой аудитории и самого онлайн-пространства определяют многообразие используемых инструментов, к числу которых относятся контекстная реклама, SEO-продвижение, e-mail-рассылки и другие методы популяризации деятельности компании в интернете.
Благодаря уникальным возможностям, которыми располагает всемирная паутина, интернет-маркетинг стал одним из наиболее востребованных на сегодняшний день способов развития бизнеса. Среди его преимуществ:
- широкий охват целевой аудитории;
- адресное обращение к потребителю;
- оперативные механизмы получения обратной связи;
- оперативное реагирование на происходящие изменения;
- ведение базы данных новых и постоянных клиентов;
- эффективные способы измерения достигнутых результатов.
Но главным достоинством интернет-маркетинга остается возможность установления прямых взаимоотношений с целевой аудиторией, а значит, получение достоверной информации о ее запросах, реагирование на их изменение и создание крепкой эмоциональной связи между компанией и потребителями. Достижению этих результатов способствует поэтапная работа над определением нужд целевой аудитории, созданием и продвижением контента и вовлечением посетителей ресурса в коммуникацию и покупку.
Цели и задачи интернет-маркетинга определяются, исходя из общей маркетинговой стратегии развития бизнеса, и могут заключаться в повышении первичных и вторичных продаж продукта, формировании и укреплении платформы бренда, повышении эффективности обслуживания и т.д. В общем виде они подразделяются на следующие категории:
1. Вовлечение пользователей с первичную коммуникацию с бизнесом и снижение издержек на нее
В этом случае интернет-ресурс становится средством экономии времени сотрудников компании, так как обеспечивает пользователей конкретной и исчерпывающей информацией о товарах и услугах без необходимости обращения к консультанту. По этому принципу работают интернет-магазины, чья аудитория достаточно обширна, а продукт имеет массовый характер.
Другим вариантом воплощения данной цели на практике служат интернет-ресурсы, выполняющие функции представительств автомобильных салонов, туристических фирм и т.д. Изучение информации на сайте позволяет клиентам прийти в офис подготовленными и экономит время как сотрудников компании, так и самих потребителей.
2. Сокращение времени на установление личных контактов с клиентами при совершении покупки
Выполняющий данную цель интернет-ресурс призван максимально заинтересовать потенциального клиента и перевести его из категории интернет-пользователя в категорию офлайн-покупателя. Этот процесс выгоден компаниям, бизнес которых характеризуется высокой технологической сложностью продуктов, а следовательно, и значительным временем на принятие решения о покупке, необходимостью получения консультаций и заключения договоренностей.
3. Увеличение лояльности потребителей и расширение аудитории постоянных клиентов, готовых совершить повторную покупку
Инструменты интернет-маркетинга, используемые для достижения данной цели, ориентированы в первую очередь на оказание постоянной поддержки существующим клиентам и укрепление их положительного опыта взаимодействия с компанией. Это становится особенно важно в ситуации, когда речь идет о длительном цикле потребления продукции и/или желательности приобретения дополнительных товаров и услуг впоследствии — при производстве и продаже технологических устройств, оказании услуг с периодической оплатой.
Другим примером являются крупные компании, продукция которых аудитории известна, но приверженность потребителя необходимо постоянно поддерживать.
4. Привлечение и удержание целевой аудитории для последующего использования контактов
Главная задача подобного интернет-ресурса – аккумулирование аудитории с целью получения прибыли от размещения рекламы или перенаправления пользователей на основной, «продающий» сайт компании. Условием выполнения цели является наличие интересного, актуального для посетителей контента, который замедляет «старение» ресурса. В качестве примера рекламных площадок могут быть названы поисковые системы Яндекс, Mail.ru, Google и другие.
Каждая из указанных целей подразумевает тщательный подбор оптимальных для реализации инструментов. Как правило, один и тот же сайт не может выполнять различные функции, но его поддержка и продвижение успешно совмещаются с использованием других методов интернет-маркетинга.