Фирменный стиль лежит в основе коммуникационной политики компании как неотъемлемая составляющая брендинга и важное средство борьбы за покупателя. Его понятие распространяется не только на использование товарного знака, но на применение всей совокупности элементов, в том числе словесных, графических, цветовых, звуковых – призванных обеспечить ценностное единство информационного сообщения, поступающего от фирмы к потребителю, и ее узнаваемость для целевой аудитории.
Понятие фирменного стиля
Понятие фирменного стиля неразрывно связано с имиджем компании – это тот внешний «фасад», который непосредственно воздействует на восприятие покупателей и помогает им идентифицировать организацию в ряду конкурентов. Считается, что его использование целесообразно, начиная с момента контакта фирмы с ее целевыми аудиториями, то есть с первых дней существования.
Создание фирменного стиля направлено на решение спектра задач:
Идентификация – указание на связь товаров и услуг с конкретным брендом, что облегчает клиентам процесс «узнавания» компании;
Формирование имиджа и доверия – повышение престижа и имиджа компании для покупателей – в дальнейшем положительное отношение клиентов переносятся и на продукцию организации.
Продвижение – помощь в продвижении бренда, присутствие фирменных элементов в рекламных сообщениях, оформлении торговых площадей и т. д.
Создание и поддержание корпоративной культуры – создание ощущения общности и единства внутри организации, донесение до сотрудников организации ее ключевых ценностей.
Наличие фирменного стиля упрощает разработку маркетинговых сообщений компании, закрепляет в сознании потребителей положительный образ бренда, обеспечивает его узнаваемость на рынке и гарантирует выполнение ряда функций:
— повышает действенность маркетинговых инструментов;
— влияет на эстетичность внешнего облика компании и ее продукции;
— снижает затраты на вывод и продвижение новых продуктов на рынок.
Таким образом, фирменный стиль небезосновательно считается одним из ключевых факторов успешности бизнеса, помогая ему дифференцироваться от конкурентов и завоевать внимание и доверие покупателей.
Элементы фирменного стиля
Фирменный стиль – это четкая и органичная, продуманная система различных элементов, каждый из которых представляет собой значимую и характерную особенность бренда, его оригинальные черты и уникальный ценностный смысл. Она может быть представлена в виде следующей таблицы:
|
Название элемента |
Суть элемента |
1. |
Товарный знак: словесный изобразительный объемный звуковой комбинированный |
Ключевой элемент фирменного стиля, представляющий собой зарегистрированное обозначение и помогающий идентифицировать товары и услуги компании, защитить их от недобросовестной конкуренции и подделки.
Пример: звуковой товарный знак – джингл радиостанции «Европа Плюс», объемный – бутылка газированного напитка Coca-Cola и т.д. |
2. | Логотип |
Отдельный вид товарного знака (словесный), зарегистрированный в шрифтовом и/или графическом исполнении, — оригинальный, неповторимый, легко идентифицируемый с компанией.
Пример: в число наиболее известных в мире логотипов входят четыре соединенных кольца Audi, замок Disney, надкушенное яблоко Apple. |
3. | Фирменный блок |
Часто упоминаемое сочетание компонентов фирменного стиля (название, товарный знак, реквизиты, слоган и др.), заметное, оригинальное, легко читаемое узнаваемое.
Пример: широко известное, благодаря телевизионной рекламе, сочетание логотипа автомобильной марки Volkswagen и ее слогана «Das Auto». |
4. | Фирменный лозунг, или слоган |
Оригинальный девиз и главное смысловое послание компании, ее кредо, которое органично вписывается в фирменный стиль, понятно и близко целевой аудитории, соответствует ценностям бренда и быстро запоминается.
Пример: Just do it! (Nike), I’m lovin’ it (McDonals’s), «Ваша киска купила бы Whiskas», «Red Bull окрыляяяяеееет!» и т.д. |
5. | Фирменная гамма цветов |
Используется для того, чтобы сделать элементы более привлекательными и запоминающимися, вызвать у целевой аудитории утойчивые ассоциации с компанией, брендом.
Обычно «многоцветие» нежелательно, если только оно не обосновано спецификой бизнеса. Как правило, используется не более 2-3 цветов.
Пример: черные и желтые полосы «Билайн», синий, белый и красный (Pepsi), зеленый («Сбербанк»). |
6. | Фирменный шрифт |
Призван подчеркнуть имидж бренда, может иметь свой «характер»: «молодежный», «деловой», «основательный» и т.д. Основное требование, предъявляемое к шрифту, — читаемость и соответствие имиджу бренда.
Пример: бренды детских товаров зачастую используют соответствующие «игривые», «детские», «веселые» шрифты («Спелёнок», «ВотОнЯ», «БамБини» и др.). |
Помимо указанных выше, к системе элементов относятся и другие фирменные константы: корпоративный герой, схема верстки, постоянный коммуникатор, формат издания, оригинальные пиктограммы, дресс-код и т.д.
В качестве носителей фирменного стиля выступают:
- деловые атрибуты (бланки и печати, визитные карточки, папки, ярлыки);
- различные виды рекламы (в СМИ, на транспорте и наружных носителях, на выставках, вывески, указатели);
- брендовая продукция (товар, упаковка, ярлык, документация);
- сувенирная продукция (флажки, ручки, блокноты, сумки, буклеты);
- корпоративная продукция (одежда, значки и нашивки, полиграфия).
Завершающим этапом создания фирменного стиля становится формирование брендбука – документа, содержащего в себе полную информацию по составляющим элементам и их характеристикам, условиям использования. Грамотная разработка и использование фирменного стиля позволяет компании решить спектр маркетинговых задач и достичь высоких бизнес-результатов.