/ / /
Типология Майерс-Бриггс (MBTI)

Типология Майерс-Бриггс (MBTI)

101916

Заказать консультацию

Существует множество видов различных психологических типологий. Чем больше о них известно, тем проще типировать представителей своей целевой аудитории, а значит, и представления о потребностях ваших клиентов будут четкими и ясными.

Одна из самых популярных способов определения особенностей психики —  типология Майерс-Бриггс (MBTI). Эта система возникла на основе идей Юнга, в основу типологии легла его работа «Психологические типы». Система разрабатывалась годами: первые публикации на эту тему появляются в 1920-х, а первая версия опросника для типирования в 1942 году. В 1969 году была основана лаборатория, которая через три года превратилась в Центр приложений психологического типа.

Методика получила широкое распространение за рубежом, особенно в США. Его используют как в крупных компаниях при подборе персонала, так и для определения склонностей выпускников школ. Также его используют и для решения межличностных конфликтов и семейных консультаций.

Система диагностики индивидуальных различий определяет принадлежность человека к одному из 16 типов личности. Тип определяется по следующим дихотомическим шкалам:

  • Шкала E—I.

    Шкала определения интроверсии (направленность сознания на внутренний мир человека) и экстраверсии (ориентация на внешний мир)

  • Шкала S—N

    Шкала показывает, на какую информацию более склонен полагаться человек при решении различных задач: Sensing (здравый смысл) — человек предпочитает ориентироваться на конкретную информацию, iNtuition (интуиция) — опорой служит обобщённая информация;

  • Шкала T—F

    Шкала определяет рациональность (Thinking, мышление), то есть склонность действовать опираясь на факты, и эмоциональность F (Feeling, чувство), или предпочтение решать, исходя из эмоционального состояния, субъекта.

  • Шкала J—P

    По данной шкале оценивается склонность действовать по заранее намеченному плану (Judging, суждение) или предпочтение решать задачу спонтанно, без длительной подготовки, импровизируя и отталкиваясь от обстоятельств.

Сочетание полученных значений дает 16 различных типов, которые кодируются первыми буквами показателей шкал: INFP, ENFJ, ISTJ  и другие.

Чтобы определить тип человека используются различные типы опросников, так, например, классический тест MBTI разделен на три ступени:

  1. На первой ступени (содержащей 93 вопроса), определяется тип личности.
  2. На второй (144 вопроса) выявляются индивидуальные особенности, которые существуют внутри психотипа.
  3. На третьей ступени выявляются тенденции развития типа.

Существуют и другие тесты, имеющие в основе данную систему: тест Крейси (73 вопроса, однако его результаты не всегда соответствуют результатам классического опросника), MMTIC ( применяется для определения типов у детей и тинейджеров) и другие. В Росси был разработан специальный опросник ТОП-Юнит, содержащий 105 вопросов. До этого на территории СССР применялись адаптированные версии классического MBTI и теста Крейси. Существует и система визуального определения типов, разработанная П. Тайгером и Б. Бэррон-Тайгер, но она не получила признания и широкого распространения. Следует помнить, что результаты любого тестирования имеют вес только после последующей беседы тестируемого со специалистом.

Многие могут заметить сходство данного метода диагностики с идеями соционики, получившими широкое распространение в России. Однако сами приверженцы социнического типирования утверждают, что идеи Майерс и Бриггс не оказали существенного влияния на учение Аушры Аугустинавичюте, основателя соционики. Они ссылаются  на то, что первые публикации типологии MBTI были сделаны уже после того, как Аугустинавичюте представил миру свои идеи. Также между соционикой и MBTI наблюдается ряд существенных теоретических разногласий. Соционика в России подвергается поле значительной критике, эту теорию профессиональные психологи  склонны считать ненаучной  и уж точно против того, чтобы выделять ее в отдельное научное направление.

Не удалось избежать критики и типологии MBTI. Противники указывают на то, что у основателей теории не было достаточных знаний в психометрии. Также отсутствуют данные о применении методов по определению валидности теста, и внутренней согласованности опросника. Другая часть критиков указывает на сомнительность самого типирования как метода психологии. Так распределение типов по дихотомическим шкалам предполагает значительное пренебрежение различными промежуточными значениями. Так, человек лишь с небольшим перевесом в ту или иную сторону несомненно будет отличаться от яркого представителя типа. Кроме того, такой подход к измерению предполагает неизбежность ошибок. Об несовершенстве метода  свидетельствуют и накопленные эмпирические данные. Так, метод дает не совсем верные данные при индивидуальной диагностике, однако неплохо справляется со своей задачей при проведении различных социологических исследований. Также можно отметить, что не смотря на использование теста для определения профессиональных склонностей, исследование не выявило корреляции между рекомендуемой профессией и количеством работников определенного психотипа в данной области.











Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Реклама

Разработка рекламной кампании для жилой недвижимости / жилого комплекса

Любой бизнес требует рекламы и продвижения и это факт, проверенный временем. Только благодаря этим инструментам можно привлечь потенциальных клиентов, увеличить рентабельность, стимулировать продажи. Разработка рекламной кампании для жилого комплекса представляет совокупность связанных между собой шагов, которые проводятся по четко разработанным правилам...

Взрослый подход к рекламе детских товаров

Практически каждый хороший маркетолог знает, что дети являются самой хорошей почвой для рекламы и продвижения товаров и услуг. Эта целевая аудитория всегда отзывается максимально хорошо на большинство предложений, если они только грамотно составлены. Ребенок не считает деньги, он не думает о том, слишком ли ему нужен тот или иной товар – он просто с наслаждением и интересом смотрим веселую привлекательную рекламу и готов купить все, что ему только предложат.

Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных