Зарубежные предприятия и исследовательские бюро уже достаточно хорошо ознакомлены с потребностями сегмента 50+, которые направлены на покупку путешествий, программ по оздоровлению и поддержанию здоровья, услуг по содержанию в надлежащем порядке бытового пространства. Эти клиенты являются целевыми покупателями благодаря воздействию традиционных средств массовой информации, публикаций в бумажных изданиях, ТВ-маркетинга.
Прирост людей старшего возраста также наблюдается в России. Исходя из статистических данных, которые предоставляются Федеральной службой государственной статистики, их доля к 2031 году будет равна 25%.
Для повышения внимания общественности к проблемам и интересам, с которыми сталкивается старшее поколение, и привлечения внимания различных направлений бизнеса на сегмент 50+ для реализации запросов пожилых людей, социально ориентированный центр «Пятьдесят плюс» организовал специализированный проект. Его идея заключается в изучении социальной и экономической активности людей старшей возрастной группы, выявление их потребностей, определение факторов, которые могут влиять на удовлетворенность качеством предложенного продукта и их потребительскую модель поведения. Данный проект очень важен, так как по его результатам можно судить о том, каким образом государство и бизнес-среда могут взаимодействовать с «серебряным» сегментом, удовлетворять его требования и запросы.
В рамках данного проекта было проведено маркетинговое исследование, в результате которого стало понятно, что и как именно необходимо предлагать группе потребителей старшего возраста. Респондентами стали как сами люди за 50, так и представители средней группы, родители которых находятся в интересующем сегменте. Опрос проводился среди респондентов Москвы и Владимира.
В ходе оценки ассортимента предложенных продуктов в категории 50+, жители Москвы высказались по поводу:
- нехватки качественной продукции,
- отсутствия контроля за качеством товаров,
- отсутствия устойчивых связей в сочетании цена-качество,
- дороговизны товаров, которые ни в чем не отличаются от дешевых аналогов,
- подмены качества продукта, после его окончательного выхода на рынок и признания потребителями.
В связи с этим, покупатели данного сегмента, высказали интерес к покупкам у иностранных производителей, и определили свою четкую позицию относительно внутренних производителей. Как ни странно, но исследователи выяснили, что пожилые люди отлично относятся к скидкам и акциям, однако не ищут их специально, к тому же они достаточно скептически воспринимают рекламные сообщения, сомневаясь в их правдивости.
Жителям Владимира достаточно трудно покупать товары хорошего качества, фирменные вещи, при условии наличия одной пенсии. Несмотря на то что они отмечают достаточно широкий ассортимент предлагаемой продукции, они просто не имеют возможности ее приобрести.
Дети, родители которых уже перешагнули 50-летний рубеж, и проживающие в Москве, также отмечают значительное снижение качества продукции. Они очень хотят ходить по салонам и магазинам, хорошо относятся к шопингу, но нехватка качественных продуктов и завышенные ценовые предложения, оказывают негативное влияние на их потребительское поведение. Среди ряда услуг, которые интересны данному сегменту, стоит отметить посещение салонов красоты, которые предлагают омолаживающие процедуры, пластику, услуги парикмахеров и стилистов.
В этой же группе жители Владимира отмечают равнодушие к шопингу, посещению салонов, магазинов и центров (только по мере необходимости). Некоторые респонденты указали, что обращают внимание на современные предложения только потому, что в более молодом возрасте такое изобилие продуктов было недостижимым, недоступным. Они нейтрально относятся к сфере услуг по уходу за внешним видом, однако посещают парикмахеров и крайне редко обращаются за помощью в салоны красоты.
Мнения экспертов в вопросе оценки ассортимента продукции отличаются. Эксперты из Москвы отмечают, что данный сегмент очень скрупулезно подходит к выбору предложений, нуждается только в качественной продукции, готов за нее платить, однако имеет представление об отношении цена-качество. Те люди, доход которых не позволяет покупать брендовые вещи, все равно стремятся приобретать качественный товар, по умеренным ценам. Стоит отметить, что для потребителей в группе 50+ важно выглядеть хорошо не только по определенным праздникам, но и в повседневной жизни.
Эксперты из Владимира выявили проблему, которая заключается в трудностях ориентирования потребителей старшей возрастной группы в обширном количестве продуктов, с достаточно сомнительным соотношением цены и качества. К тому же находясь в солидном возрасте, они сильнее стремятся финансово помочь более молодым членам семьи, не обращая внимания на собственные потребности.
Благодаря полученным данным и экспертным решениям, можно сделать вывод, что производителям и государственным органам, необходимо более жестко контролировать уровень качества выпускаемой продукции. Более того, в регулировке нуждается и стоимость продуктов, как внутреннего изготовления, так и импортная. Произведенная продукция, должна имеет цену, которая бы соответствовала ее уровню качества.