Одним из самых значимых критериев при отборе целевой аудитории является возраст. Однако это не только цифры или особенности мышления в подростковом или более зрелом возрасте. Год рождения указывает на принадлежность к тому или иному типу поколения, имеющего свои поведенческие особенности.
Теорию поколений разработали в 1991 году, основоположниками этой теории стали Нейл Хоув и Уильям Штраус. Согласно этой теории, причины конфликта «отцов и детей» объясняются не просто различиями в особенностях взаимодействия с миром на том или ином этапе взросления – иначе человек последовательно проходил все эти этапы по мере взросления.
Исследователи, основываясь на изучении населения США, выявили несколько поколений:
- 1900 - 1927 «Поколение GI» (поколение победителей)
- 1928 - 1945 «Молчаливое поколение»
- 1946 - 1964 «Беби-бумеры»
- 1965 - 1980 «Поколение Х»
- 1981 - 1996 «Поколение Y» (миллениалы)
- 1997 - 2012 «Поколение Z»
- 2013 - по настоящее время «Поколение Альфа»
Конечно, между поколениями нет четких границ, людей, рожденных на стыке дат (три года до, три года после) называют «эхом поколения». Согласно теории, цикл поколений состоит из четырех типов и повторяется каждые 80 лет. Современный мир диктует свои условия, и мировая массовая культура оказывает все большее влияние на подрастающее поколение, поэтому сейчас дети и подростки в разных странах смотрят одни и те же мультфильмы, мечтают об одних и тех же подарках, и вырастая транслируют одни и те же ценности.
- Поколение X (родились примерно с 1965 год по 1980 год)
Поколение X часто называют «потерянным» или «параллельным» из-за его промежуточного положения между беби-бумерами и миллениалами. Люди этого поколения росли в условиях экономической нестабильности, социальных изменений и появления новых технологий.
- Поколение Y (миллениалы, родились примерно с 1981 год по 1996 год)
- Поколение Z (родились примерно с 1997 год по 2012 год)
- Поколение А (альфа, начинается с 2012 года и по настоящее время)
Поколение Альфа с раннего возраста погружено в цифровой мир, играя в игры на смартфонах и планшетах. Выросшие в окружении разнообразных гаджетов, игрушек и одежды, они быстро теряют интерес ко всему. Им важно понять, как те или иные знания можно применить в своей жизни. Поколение А психологически более подковано. Они умеют влиять на своих родителей и задумываются о некоторых вещах гораздо раньше, чем предыдущие поколения.
Особенности потребления представителями поколений
Различные поколения имеют свои уникальные предпочтения, привычки и мотивы, которые формируют рынок товаров и услуг. Рассмотрим подробнее.
Поколение X
Поколение X выросло в условиях экономической нестабильности, что обуславливает их существенную настороженность в вопросах финансов, а также приобретения товаров и услуг. Существует несколько ключевых характеристик потребительского поведения его представителей:
- Сравнительный анализ. Потребители поколения X склонны тщательно исследовать и сравнивать продукты перед покупкой. Они предпочитают удобные и практичные товары.
- Лояльность к бренду. Это поколение проявляет лояльность к брендам, с продуктами которых они уже сталкивались и которым доверяют. Однако они также открыты к новинкам, если видят их преимущества с практической точки зрения.
- Ценят качество и долговечность. Поколение X ценит качество и долговечность продуктов. Они готовы платить больше за товары, которые прослужат долго.
В целом, представители поколения предпочитают, в большей степени, офлайн-шопинг. Однако многие из них осваивают и онлайн-платформы. При этом потребитель данной возрастной категории стремится получить максимум информации о продукте, прежде чем его приобрести.
Поколение Y
Миллениалы выросли в эпоху быстрого технологического прогресса и глобализации, что значительно повлияло на их потребительское поведение. К его чертам относятся:
- Технологическая грамотность. Миллениалы являются активными пользователями интернета. Они совершают покупки онлайн и оценивают отзывы других пользователей. Для них важна простота и удобство.
- Индивидуальность и уникальность. Миллениалы стремятся выделиться и ищут уникальные товары, которые отражают их личность. В целом, они предпочитают индивидуализированные предложения.
- Влияние контент-маркетинга. Социальные сети играют важную роль в потреблении. Миллениалы доверяют мнениям блогеров и медийных личностей, что влияет на их решения о приобретении продукта.
Поколение Z
Поколение Z – первое, которое получило доступ к интернету и мобильным устройствам в раннем возрасте. Их потребительское поведение также имеет свои особенности:
- Оперирование огромным объемом информации. Поколение Z имеет доступ к внушительному количеству информации и использует этот ресурс для принятия обоснованных решений. Они активно исследуют и сравнивают, прежде чем сделать покупку.
- Краткий формат и скорость. Представители этого поколения ценят быстрый доступ к информации. Соответственно, это влияет на их предпочтения в выбор товаров и услуг.
- Коммуникация и взаимодействие. Поколение Z предпочитает бренды, которые готовы предоставить им индивидуальные предложения и активно взаимодействуют с ними через социальные сети. В этом они похожи на своих предшественников – миллениалов.
Традиционный формат рекламы не вызывает у молодежи желания приобрести тот или иной продукт. Они больше доверяют отзывам других пользователей, советам друзей и знакомых. Кроме этого, предложение не должно быть объемным – характерной особенностью этого поколения является невозможность концентрации на чем-то одном. Также представители поколения во многом опираются на тренды, поэтому компаниям необходимо отслеживать их и стараться им следовать, если она пытается включить в свою целевую аудиторию молодежь.
Поколение «Альфа»
Также нельзя не обойти вниманием и поколение «Альфа». К нему относятся люди, рожденные после 2012 года. Иными словами, все представители поколения являются детьми – на 2024 году самым старшим представителям не более 12 лет.
«Альфа», по большей части, еще не вошли в возраст потребительской активности, поэтому их поведения в данном контексте можно только прогнозировать. Очевидно, что представители поколения, которые родились в эпоху цифровых технологий и развитого интернета, будут отличаться от всех предыдущих.
Покупательские предпочтения поколения «Альфа» будут формироваться под влиянием технологий и социальных медиа. Бренды должны постепенно адаптироваться к этим изменениям, чтобы эффективно взаимодействовать с молодыми потребителями.
Вывод
Изучение особенностей потребления различных поколений позволяет компаниям более эффективно адаптировать свои стратегии маркетинга и продаж. Понимание того, что движет каждым из этих поколений, помогает создавать продукцию и услуги, которые соответствуют их потребностям и ожиданиям, что, в конечном итоге, способствует успешному развитию бизнеса. Значимыми факторами становятся не только продукты, но и ценности, которые представляет компания, а также стиль взаимодействия с потребителями.