Определение и поиск целевой аудитории — один из основных вопросов бизнеса. Правильный ответ на него гарантирует предприятию успешность и прибыльность. Если Вы точно представляете, кто является потребителем Вашей продукции или услуг, знаете его характер, привычки, то проблем с продвижением бренда и стратегией развития предприятия не будет.
Однако в России целевая аудитория до сих пор либо определяется слишком широко, либо вообще не определяется.
Целевая аудитория — это люди, которых объединяют одинаковые взгляды, положение, ценности – как рациональные, так и эмоциональные, которые с наибольшей вероятностью купят предлагаемый продукт.
Прежде чем разработать бренд или рекламную концепцию, необходимо собрать сведения о наиболее перспективных покупателях, чтобы обращение к ним, отвечало их интересам, вкусам и желаниям.
Еще на этапе маркетинговых исследований проводятся специальные опросы и составляется «портрет покупателя».
Чтобы определить «портрет покупателя» необходимо учитывать такие моменты:
Демографический характер
Возраст, пол, доход, семейное положение и размер семьи, профессия, образование, культурный уровень, национальность, религия.
Психографический характер
Образ жизни, тип личности (интроверт-экстраверт, прагматик-романтик и т. п.), система психологических ценностей, этапы жизненного цикла семьи, доминирующие мотивы поведения.
Географический характер
Где человек живет, работает, покупает товар. Это может быть местоположение региона, динамика его развития, численность и плотность населения.
Характер потребления
Интенсивность использования товара (активный, средний, низкий), объем потребления, опыт его использования, приверженность к торговой марке, степень лояльности к фирме и бренду, повод для совершения покупки, важность покупки.
Социальный статус
Положение, занимаемое в обществе – («белый воротничок») , рабочий, служащий, студент, домохозяйка, пенсионер).
Выгоды покупки
Например, кто-то пьет пиво, чтобы расслабиться (крепкие сорта), кто-то, чтобы добавить больше удовольствия в общении («Клинское») или для того, чтобы подчеркнуть свой статус («Тинькофф»).
Американский миллионер Corey Rudl, сказал:
«Если вы не нашли свою целевую аудиторию, значит вы уже заведомо проиграли». Если вы легко сможете найти большую целевую аудиторию для своего продукта, то вы сможете заработать хорошие деньги. Если вы легко найдете небольшую целевую аудиторию, то сможете заработать меньшее количество денег. Но если вы не сможете найти ни большую, ни маленькую аудиторию, то вы не сможете заработать деньги.
Рассмотрим пример, продажа витаминов. Данный товар могут потреблять — беременные женщины, дети, спортсмены, пенсионеры и другие. У всех этих людей есть потребность в витаминах, но по разным причинам. Какая-то часть предоставляемой информации будет интересна всем, а какая-то – определенному сегменту. Например, все хотят знать о преимуществах приема витаминов — это повышение жизненного тонуса, профилактика и т.д. Эти вопросы волнуют практически всех. Но у витаминов могут быть другие преимущества, которые нужны только отдельным потребителям.
Беременные женщины хотят витамины, богатые веществами, полезными для ребенка. Пожилые люди предпочтут с кальцием, для укрепления костей. Детям витамины для роста и т.д.
Таким образом, выделение целевой аудитории позволяет более эффективно общаться с определенной группой людей, до которой будет легче донести нужную информацию.