Создание бренда для ритейла – задача интересная. Ритейл – это продажа товаров конечному потребителю. Чаще всего это слово используется в качестве кальки с английского: retail – розница, подразумевая розничный магазин. Однако если рассматривать это понятие в широком смысле, то ритейл это не только какая-либо торговая точка, а сам принцип организации торговли.
Этот рынок наиболее конкурентен. Даже если оценивать его с точки зрения охраноспособного нейминга, то 35 класс (куда входят названия для магазинов и точек продаж) является самым сложным для неймера. В этом классе сложнее всего найти неиспользованное ранее наименование, которое можно зарегистрировать.
Бренд на рынке ритейла – это образ места покупки, возникающий в сознании потребителя. Этапы его создания незначительно отличаются от общей схемы создания бренда (исследования, позиционирование, название, визуальные атрибуты бренда), поэтому рассмотрим практические примеры из разных сфер, не отвлекаясь на теорию.
В 2016 году мы работали над брендом для продуктовых дискаунтеров. Было необходимо разработать название, слоган, логотип, фирменный стиль и брендбук. Низкая стоимость неизменно привлекает внимание обывателей и формирует значительный покупательский поток. В данном проекте снизить стоимость планируется за счет уменьшения затрат на сервис.
Для проекта было создано простое и понятное название– Ценолет. В названии заложена идея, раскрытая в слогане: «Наши цены летят вниз».
Продолжает мысли и визуальная составляющая – желтый и красный цвета привлекают внимание и создают ощущение низких цен. В логотипе точки над ё напоминают застежку кошелька, название размещается на элементе, по форме напоминающем карман – символ экономии.
Элементы фирменного стиля специально выполнены максимально просто, чтобы подчеркнуть экономичность универсама. Использование фирменного стиля регулируется брендбуком.
Другой пример – европейский строймаркет «Мане». Во время реализации проекта мы провели маркетинговые исследования, разработали позиционирование, название, логотип, фирменный стиль, бренд бук, рекламную концепцию и поэтапную стратегию вывода на рынок.
В начале проекта было выбрано два варианта для будущего позиционирования:
1. Специализация на напольных покрытиях
2. Европейский строймаркет (строймаркет – этот термин, был впервые сформулирован для данного рынка).
Чтобы проверить гипотезы, мы провели исследование рынка и решили занять нишу комплексной продажи строительных материалов европейского качества по приемлимым ценам. Основной принцип бренда: «Красивый ремонт за разумные деньги!».
В проекте было проработано 250 вариантов названия, в итоге остановились на «MANE». Мы сравниваем проект со знаменитым мастером импрессионизма Эдуардом Мане. Кроме того владелец бизнеса коллекционировал картины, поэтому имя было воспринято очень эмоционально. В логотипе и фирменном стиле основным образом стала лилия – символ чистоты, величия и герб королей Франции.
Разработанный брендбук стал руководством для дизайнеров, проектировавших интерьер магазина. Фирменными цветами стали беж и бордо.
После систематизации всей маркетинговой активности была проработана рекламная концепция с поэтапной реализацией:
На первом этапе мы интриговали потребителя, привлекали его внимание.
Целью второго этапа было знакомство ЦА с новым форматом! «Европейский строймаркет MANE».
Третий этап стимулировал совершить свое первое приобретение в «MANE» и получить значительную скидку в честь открытия магазина. Кроме обычных потребителей на открытие были приглашены профессионалы: архитекторы и дизайнеры, им подарили карты лояльности с максимально возможной скидкой.
Чтобы привлечь к себе внимание с минимальными затратами и добиться бесплатных публикаций в прессе, было решено воспользоваться проходившим в это время в г. Екатеринбурге саммитом ШОС. Новость: «К саммиту ШОС в центре Екатеринбурга постелили паркет!» была размещена на многих интернет-порталах, в блогах и СМИ, таких как: rambler.ru, justmedia.ru, 66.ru,lenta66.ru, stroip.ru, stroim66.ru, dkvartal.ru, advertology.ru и др.
После этого новость об открытии магазина с удовольствием разместили во многих СМИ. Общее число прочтений новости составило 300 000 человек.
После этого мы еще раз подогрели аудиторию: новость « Впервые в Екатеринбурге появилась новая пешеходная «зебра»!» получила значительный охват в СМИ и привлекла повышенное внимание горожан. Новость прочитало более 575 000 человек. Еще свыше 25 тысяч человек лично прогулялисьь по новым паркетным «зебрам».