О креативности написано немало статей и книг, которые пытаются объяснить закономерности творческого процесса, рассказать об особенностях рождения идеи и способах ее генерирования. Но обилие материала зачастую только затрудняет понимание феномена и влечет за собой появление многочисленных мифов о его природе. Можно ли заключить творчество в четкие рамки? Как возникает идея? И, наконец, можно ли научиться креативности или она является «даром муз» и уделом избранных? Ответом на эти и другие вопросы станет опровержение распространенных заблуждений о природе творчества.
Пять заблуждений о креативности
Касающиеся творчества мифы условно можно разделить на две категории: заблуждения о человеке-«носителе» креативности и об условиях, которые необходимы для продуктивного генерирования идей. И в том, и в другом случае убеждения основываются на стойком желании верить в некую эксклюзивность творческой жилки, ее почти магическое происхождение. В действительности такие мифы тормозят рабочий процесс и исключают возможность эффективной реализации задуманных проектов.
1. Креативность = удел избранных
Принято считать, что оригинальная, интересная идея рождается в голове у того, кто с рождения имел и/или впоследствии развил в себе талант так называемого креативного мышления. Талант этот дан далеко не каждому и пытаться понять творческий гений бессмысленно.
Но правда заключается в том, что каждый ежедневно решает десятки вопросов, находя для них неординарные и интересные решения. Оригинальные сюрпризы, способы скрыть пятно на одежде или добраться до места вовремя, варианты меню для праздничного стола редко воспринимаются как воплощение творческого подхода. Между тем, в мелочах креативность проявляется ярче всего, так как она рождается под влиянием необходимости, актуальной потребности, а не вымучена под давлением «свыше». По признанию У.К. Дюранта, создателя автомобильной марки Chevrolet, логотип родился у него при взгляде на обои в номере французской гостиницы — стилизованная «галстук-бабочка» и сегодня остается узнаваемым графическим символом во всем мире.
2. Креативность = врожденное качество
Убежденность в том, что креативность либо есть, либо нет, является продолжением первого мифа и отражением неуверенности в собственных силах. Научиться творчески мыслить и находить небанальные пути решения задач возможно, если перестать отмахиваться от идей и обрести достаточную уверенность в себе для того, чтобы действовать в соответствии с ними. Доказательством служит история возникновения бренда Starbucks, когда друзья: писатель Г. Боукер, учитель английского языка Д. Болдуин и учитель истории З. Зигал — решили открыть собственную кофейню. Источником вдохновения для них послужил персонаж романа «Моби Дик» Старбек, который буквально не мог жить без кофе.
3. Креативность = деньги
Представление о том, что деньги стимулируют творческий процесс, на практике проявляется в непомерно завышенных маркетинговых бюджетах, словно лишний миллион способен гарантировать разработку и воплощение стопроцентно удачной идеи.
Как и все гениальное, креатив в большинстве случаев — это просто. В свое время интерес телезрителей вызвала лаконичная реклама пельменей «Равиолло» с текстом на экране: «Вы хорошо знаете нашу продукцию, поэтому мы просто дарим вам 15 секунд тишины». Просто, доброжелательно и нестандартно.
4. Креативность = неуправляемость
Существует мнение о том, что собранность, пунктуальность и организованность не свойственны творческой личности в принципе. Креативщик не знаком с понятием ограничения и предпочитает создавать шедевры в полнейшем беспорядке и хаосе.
В действительности рассеянность, неаккуратность и пренебрежение сроками редко являются эксклюзивными качествами творческого гения и могут быть присущи абсолютно любому человеку, независимо от рода деятельности. Ограничения же определяют направление мысли и дают возможность, как ни парадоксально, выйти за привычные рамки и думать нестандартно.
В связи с этим стоит упомянуть и еще одно заблуждение, которое касается момента рождения идеи. Считается, что наилучшие результаты достигаются при условии коллективного мозгового штурма, привлечения к креативному процессу большого числа сотрудников. Исследования показали, что работа в одиночку намного более эффективна совместного творчества, так как позволяет лучше сосредоточиться и не дает отвлекаться на посторонние раздражители. Сальвадору Дали понадобилось всего несколько часов для того, чтобы разработать дизайн марки Chupa Chups — и с 1969 года внешний вид конфеты практически не изменился.
5. Креативность = революция
Слова мастера рекламного дела К. Хопкинса: рекламисты «забывают, что они продавцы, и пытаются быть реформаторами. Вместо продаж они ищут аплодисментов» — не теряют актуальности и по сей день. Для того чтобы маркетинговый ход был эффективным, не обязательно изобретать велосипед и бежать впереди планеты всей, иногда достаточно продвинуться на несколько шагов вперед. Даже небольшое изменение способно изменить взгляд на продукт, вызвать интерес целевой аудитории и укрепить имидж бренда. Если же собрать изменения воедино, то можно добиться значительных перемен: быстро или постепенно. Примеров таких маленьких преобразований можно вспомнить много — куда меньше принципиальных революций, которые к тому же нередко оборачивались провалами. Многочисленные примеры из мировой практики подтверждают: хороший креатив необязательно должен быть революционен.
Главный миф о креативе
Пожалуй, главный миф о креативности — это убежденность в существовании некоего общего стандарта творчества, согласно которому оно повсеместно должно носить одинаковый характер. Между тем, креативность может быть как консервативной, так и новаторской, ведь каждый человек уникален и видит мир по-своему. Творчество столь же индивидуально, как отпечатки пальцев, и оно так же оставляет отпечаток на всем, что мы дела