/ / /
Q-методология: эффективность и особенности исследования

Q-методология: эффективность и особенности исследования

101579

Заказать консультацию

Одним из эффективных исследований считается Q методология. Это нечто среднее между количественным и качественным тестированием. С его помощью можно изучить установки и мнение целевой аудитории. Методика – это хороший способ получить информацию о мыслях респондентов об используемой продукции или определенной марке. В данном тестировании используются маленькие выборки, которые анализируются с помощью сложных статистических технологий.

 height=

Q выборка предполагает комплекс тезисов, которые испытуемые сортируют по определенной оси.  При этом учитывается, насколько они соответствуют предлагаемым критериям. Результат зависит от разработки и подбора определений, а также от выбранных методов статистики.

Этапы исследования

Перед тем как начать проверку с использованием Q методологии, следует определиться с информационными потребностями. При этом выявляются понятия, представляющие интерес. По завершении подготовительного этапа проводится планирование исследования.

Составление и корректировка утверждений

Исследование при помощи Q – метода начинается с разработки утверждений. Они могут создаваться на базе следующих материалов:

  1. Предыдущие тестирования этой же методологии.
  2. Исследования с помощью опросов.
  3. Идеи участников фокус-групп.
  4. Использование данных глубинного интервью.
  5. Применение проектных изысканий.
  6. Совещание по методу мозговой атаки.

Подобная методика предполагает написание большого количества утверждений. При этом выражаются идеи в косвенной и прямой форме.

Глубинное интервью состоит из подробного анализа продукции. При этом не только высказывается свое мнение, но и задаются вопросы. Например, сколько времени проработает вещь или зачем придуманы все функции.

Набор утверждений  для Q сортировки

Все созданные утверждения вносятся в один набор, а затем тщательно редактируют. Причем корректура проводится с учетом точности и ясности высказываний, соответствию правильному толкованию и грамматике:

  1. Должна быть прямая зависимость между тезисом и операциональным понятием.
  2. Утверждение должно быть понятным, без всяких двусмысленностей. Для формулировки используется только одна идея.
  3. Все аргументы с похожей формулировкой группируются, а затем оставляется более точное, а остальные убираются.
  4. Набор положений  должен иметь отношение к характеристикам совокупности.
  5. Для каждого понятия нужно составить равное количество нейтральных, отрицательных и положительных высказываний.
  6. Если аргументы относятся к разным определениям, то к каждому составляется равное количество различных положений.
  7. Все созданные предложения должны иметь одинаковые формы.

Выбор утверждений для Q сортировки

После процедуры редактирования производится выбор утверждений для Q сортировки. Их численность зависит от операциональных определений и установок. Чем труднее тема изыскания, тем больше должно быть утверждений. Чаще всего применяется от 50 до 100 утверждений. Совокупность всех положений и называется выборкой. Для отбора утверждений применяются традиционные способы. Для выполнения данного процесса применяются такие методы:

  1. Сплошное исследование используется в том случае, если совокупность всех утверждений небольшая.
  2. Метод случайной выборки эффективен, если утверждения похожи по направленности и своему характеру. Если все утверждения относятся к одному определению, то выборка подойдет ко всей совокупности данных утверждений.
  3. Вариант стратифицированной случайной выборки применяется, когда совокупность неоднородна. Случайная выборка в пределах каждого понятия помогает подобрать необходимую совокупность утверждений.

Количество утверждений зависит от степени сложности приоритетов. Разделение тезисов может быть произвольного или навязанного типа. Если сортировка навязанная, то испытуемым предлагаются карточки с тезисами для всей оси измерения. Этот метод помогает с точностью построить формы и радиус кривой распределения. В навязанной сортировке есть отличия. При этом можно размещать карточки с тезисами в произвольном порядке. В этом случае испытуемый определяет самостоятельно количество тезисов в любой точке оси. Определение параметров в данной методологии производится по аналогии с опросами.

Q-методология предполагает небольшие размеры выборки, зависящие от:

  • количества переменных основной совокупности;
  • количества наблюдений.

Во многих исследованиях по данному методу используется от 3 до 5 наблюдений. Предварительно проводится инструкция, где ставится задача и объяснение ее выполнения. Подобная инструкция состоит из нескольких частей. Сначала приводится описание параметров, а затем самого метода сортировки.

Произвольный и навязанный способы раскладки связаны с методами ранжирования и оценивания. При сборе данных используются разные подходы. Q сортировка позволяет избежать проблем, связанных с ранжированием и оцениванием. Сбои в системе бывают в таких случаях. Ранжирование множества утверждений является сложным процессом. Это влияет на снижение работоспособности испытуемых в ходе проведения тестирования.

Мало кто пробегает повторно опрос и вносит изменения. Также во время процедуры оценивания, одни респонденты не ставят высшие или низшие оценки, а другие наоборот.

Что дают полученные результаты

После завершения процесса сортировки, ведущий опроса фиксирует расположение карточек с тезисами. Для этого применяется специальная формула. Анализ данных проводится совсем не так как при стандартном опросе. Результаты, полученные при проведении данного метода, применяются для принятия некоторых решений. При этом делаются определенные выводы. Например, кто будет целевой аудиторией и определение отдельных групп.

Исследования на базе Q метода позволяют определить мнение и установки покупателей.







Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Логотип

Реклама

Разработка рекламной кампании для жилой недвижимости / жилого комплекса

Любой бизнес требует рекламы и продвижения и это факт, проверенный временем. Только благодаря этим инструментам можно привлечь потенциальных клиентов, увеличить рентабельность, стимулировать продажи. Разработка рекламной кампании для жилого комплекса представляет совокупность связанных между собой шагов, которые проводятся по четко разработанным правилам...

Взрослый подход к рекламе детских товаров

Практически каждый хороший маркетолог знает, что дети являются самой хорошей почвой для рекламы и продвижения товаров и услуг. Эта целевая аудитория всегда отзывается максимально хорошо на большинство предложений, если они только грамотно составлены. Ребенок не считает деньги, он не думает о том, слишком ли ему нужен тот или иной товар – он просто с наслаждением и интересом смотрим веселую привлекательную рекламу и готов купить все, что ему только предложат.

Оставить заявку

Имя *
Телефон *
E-mail
Комментарий

я даю согласие на обработку своих персональных данных