Для прогнозирования, планирования и решения других сложных задач в маркетинге используется экспертный опрос. Он особенно востребован в ситуации, когда вероятны различные варианты развития событий и позволяет получать уникальную информацию от экспертов в выбранной области, профессионально оценивать содержание, характеристики и перспективы тех или иных объектов и явлений.
Экспертный опрос позволяет:
При проведении такого исследования особое внимание уделяется подбору экспертов. Крайне важно делать это, опираясь на уровень их компетентности. Для полноты исследования в опросе могут быть представлены крайние и противоборствующие точки зрения, однако все они должны быть подтверждены аргументами.
Помимо выполнения непосредственных задач исследования, в процессе опроса выстраиваются отношения с авторитетными специалистами в сфере деятельности предприятия, формируется репутация бизнеса в их глазах. Эксперты – это внешняя целевая аудитория компании, и позитивное сотрудничество с ними может сыграть для вас важную положительную роль в дальнейшем.
Последовательность проведения экспертного опроса заключается в следующих стадиях:
Отправная точка для определения целей и задач – описание исследуемой проблемы, ее текущего состояния, имеющихся пробелов.
В зависимости от характера и содержания необходимой информации и методов ее интерпретации экспертный опрос делится на следующие виды:
Анкета включает в себя разделы, касающиеся сведений о самом эксперте, мотивах его участия в опросе и непосредственно исследуемой проблемы. Перед началом исследования вопросы тестируются на небольшой группе экспертов для того, чтобы исключить вероятность их неверной интерпретации и других ошибок.
Для того чтобы добытые в результате опроса сведения заслуживали доверия, необходимо привлечь к нему экспертов, компетентных в исследуемой проблеме. Поиск значительно облегчают личные контакты, в том числе знакомства на тематических конференциях и других мероприятиях. Но часто их оказывается недостаточно, и поиск осуществляется следующим образом:
К критериям выбора специалистов относятся:
Проведение исследования подразумевает выбор конкретных методик, которые помогут получить необходимую информацию.
Для систематизации и обработки информации используются методы:
Оценки экспертов согласуются, на основании чего вырабатывается окончательное решение экспертизы и план дальнейшей работы. Согласование может проходить на основании следующих правил:
В результате оценки результатов может появиться необходимость в организации дополнительных туров опроса.
Вид методов | Название метода | Содержание и особенности метода |
Индивидуальные | Стандартизированный экспертный опрос | Вопросы анкеты имеют преимущественно закрытый характер, требуются однозначные ответы, интерпретация сведений упрощена. |
Нестандартизированный экспертный опрос | Проходит в форме личного интервью, требует большей квалификации от исследователя, последовательность вопросов определяется в ходе исследования. Собранная информация отличается глубиной и детальностью. | |
Метод «индивидуального блокнота» | Предполагает заочное взаимодействие с экспертом, в ходе которого он получает блокнот с описанием исследуемой проблемы и излагает мнение на ее счет. Обработка результатов отличается большей сложностью по сравнению с предыдущими методами. | |
Групповые | Метод номинальных групп | Каждый эксперт сначала опрашивается индивидуально, затем результаты (анонимно) обсуждаются совместно с другими экспертами. |
Мозговой штурм |
В ходе исследования эксперты свободно высказывают идеи, касающиеся проблемы и ее возможного решения. Модератор направляет ход обсуждения.
Часто итогом исследования становится дерево решений, на котором графически отображаются предложенные экспертами идеи, варианты, прогнозы и т. д. |
|
Метод «635» | Своего рода вариация мозгового штурма, которая предполагает следующее развитие событий: 6 экспертов в течение 5 минут высказывают 3 гипотезы, имеющие отношение к проблеме, после чего происходят обсуждение, оценка и подведение итогов. | |
Метод Дельфи |
Опрос проводится в заочной анонимной форме в несколько этапов, благодаря чему исключается взаимовлияние экспертных мнений.
Рассылка участникам опросника; Сбор ответов, сведение результатов, определение решений, прогнозов; Ознакомление участников с итогами, сбор мнений; Анализ полученных сведений; Подведение итогов, выработка окончательного решения.
|
Несмотря на ряд сложностей при проведении экспертного опроса: сложность организации и согласования имеющихся данных, возможная субъективность, немалая стоимость – данный метод исследования позволяет собрать уникальную информацию, которая не может быть получена никаким другим образом.
Выбор методики проведения исследования определяется уровнем компетентности инициирующего его специалиста, особенностями сформированной группы экспертов, и, безусловно, характера имеющейся проблемы и информации, необходимой для ее решения. В маркетинге применяются различные вариации указанных методов и их сочетания: «критическая атака», деловая игра, «коллективный блокнот» и другие. Собранная в ходе опроса информация еще не является руководством к действию и только после соответствующего анализа может рассматриваться в качестве возможного решения.
Работаем со всеми регионами РФ: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Пермь, Ижевск, Оренбург, Бузулук, Самара, Саратов, Нижний Новгород, Тула, Воронеж, Липецк, Ярославль, Рязань, Пенза, Тверь, Владимир, Киров, Волгоград, Набережные Челны, Чебоксары, Уфа, Курган, Тюмень, Сургут, Новосибирск, Омск, Кемерово, Барнаул, Краснодар, Иркутск, Чита, Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Калининград и другие города России.
Представительство в Европе: Германия, Дюссельдорф – Ахен.
P.S. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Отправьте свою заявку прямо сейчас
8 (800) 700-25-91 (бесплатный звонок)
+7(343)253-25-91 — Екатеринбург
+7(495)984-34-13 — Москва
+7 (812) 413-91-16 — Санкт-Петербург
Отправьте свой вопрос на zg@zg-brand.ru
WhatsApp: +7(922)12-12-446
Telegram: +7(922)12-12-466
География проектов
99 городов и 8 стран
Оставить заявку