Этапы проведения маркетинговых исследований

10095

1

Какой бы проект вы ни задумали, чтобы успешно завершить его, вам необходимо составить план, в котором будут описаны все этапы и действия. Чем крупнее проект, тем более подробным и продуманным должен быть такой план.

Маркетинговые исследования – это проект, в котором необходимо учесть множество факторов. Каждое исследование индивидуально, но во всех можно выделить шесть основных этапов, которые мы рассмотрим в этой статье. Их последовательное выполнение позволяет не только избежать ошибок, но и сократить время проведения работ.

1

Первый и самый важный шаг – целеполагание. Прежде всего, необходимо определиться с проблемой, требующей проведения исследования, – это позволит не отклоняться в сторону и тем самым минимизирует ресурсы, которые необходимо потратить на сбор и анализ информации. Тщательно продумайте, какие задачи вам нужно решить в рамках исследования, чтобы получить информацию для принятия решения. Одна проблема обычно предполагает несколько исследовательских задач. На основании поставленных задач необходимо выдвинуть гипотезы, которые нуждаются в подтверждении или опровержении в конце исследования.

На следующем этапе нужно составить программу, в которой, кроме уже определенных задач и гипотез, описывается инструментарий и порядок проведения исследований.

В этом документе должны быть указаны источники получения информации: первичные или вторичные. Первичная информация собирается для конкретного исследования, например, при помощи опроса клиентов. Вторичные источники – это различные отчеты ранее проведенных исследований, статистические данные, обзоры в прессе и так далее. Вторичная информация позволяет значительно сократить расходы на исследования (даже платный отчет обойдется вам дешевле, чем проведение собственного анкетирования или фокус-группы), поэтому всегда стоит начинать с поисков таких источников.

Следующий пункт, который вам необходимо описать в программе, – это метод исследования. Если уже готовой информации, полученной из вторичных источников, вам недостаточно, то нужно выбрать метод сбора первичной информации. Более подробно о различных способах исследований вы можете узнать из других наших статей. После выбора метода требуется разработать и точно описать инструментарий исследования. Чаще всего таким инструментом является анкета, но также могут быть использованы видеозаписи для оценки поведения потребителей, сценарий и аудиозапись бесед с интервьюерами для более глубокого и качественного анализа, различное специальное оборудование и программное обеспечение. Не забудьте описать критерии оценки, методику измерения, точность шкал и так далее.

Не менее важно описать в программе выборку и критерии отбора респондентов. Правильное определение выборки позволит избежать различных ошибок. Помните, что она должна точно отражать характеристики генеральной совокупности. Подумайте, как вы будете отбирать необходимых вам людей, как определить тех, кто не интересен вам в этом исследовании (например, в анкетировании один или несколько первых вопросов помогают отфильтровать нужных респондентов). Уделите внимание верному определению размера выборки, он не должен быть слишком маленьким, иначе данные будут искажены (особенно это касается количественных исследований). Выберите способ контакта с респондентами: личный контакт, онлайн-опрос, телефонный звонок, почта, также можно воспользоваться несколькими способами параллельно.

Пропишите в программе сроки и бюджет выполнения работ. Составьте график с датой завершения каждого из этапов исследования, пропишите подпунктами основные действия и сроки, в которые необходимо их выполнить.

1

После завершения программы можно переходить к третьему этапу – сбору информации. Чаще всего под этим этапом понимается проведение полевого исследования (опроса, фокус-группы), однако он не менее важен для кабинетных исследований. Обратите особое внимание на правильность процесса получения информации. Искажение первичной информации может привести к неверным выводам, а значит, и неверным бизнес-решениям, поэтому обязательно проконтролируйте достоверность и полноту собранной информации.

Четвертый этап – анализ собранных данных. Данные подвергаются обработке и систематизации. Работать можно как со всем массивом данных, так и с его отдельными частями, если того требуют поставленные задачи. Обработанные данные должны опровергнуть или подтвердить гипотезы, выдвинутые в начале исследования.

На пятом этапе по результатам составляется отчет, в котором описывается исследование, полученные данные, их анализ, опровергаются или подтверждаются теории, а также описываются основные выводы и предложения по решению бизнес-проблемы. Для руководства подготавливается краткое содержание, которое также включают в отчет.

И завершающим шагом становится принятие того или иного бизнес-решения. Проведенное исследование должно привести к каким-либо изменениям, постановке различных задач и проведению работ по решению проблемы. Если после исследования не принято никаких решений, то его проведение было неоправданной тратой ресурсов.

www.zg-brand.ru

 

Интересные статьи:

Нестандартные приемы ценообразования

Матрица GE/McKinsey

SWOT-анализ

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Проекты

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*