Путать различные понятия и определения – значит не видеть в них никакой разницы. Если это происходит на бытовом уровне, возможно, ничего страшного в этом и нет. Но придавая смысл одного слова другому, смешивая термины в различных сферах деятельности, нельзя добиться хороших результатов. В области маркетинга это может проявиться в виде недопонимания между партнерами и контрагентами, что способно привести к провалу проекта.
Айдентика и бренд, действительно, понятия из одной области – маркетинговой. В совокупности они играют ведущую роль в формировании имиджа фирмы. Понятия выступают в качестве внешних атрибутов компании и являются отличительной чертой определенной торговой марки. Разработка бренда, айдентики осуществляется профессионалами и экспертами.
Эта тема освещена множеством публикаций, книг и статей, но не во всех описываются различия данных определений. Чтобы увидеть разницу между брендом и айдентикой, нужно рассмотреть каждый термин отдельно.
Бренд и его составляющие
Брендинг – понятие не новое, еще в давние времена ремесленники изготавливали отличительные знаки, которые были способны выделить их из массы конкурентов.
Бренд является одним из главных аспектов маркетинговой области, представляет собой торговую марку, имеющую социальную и культурную значимость, узнаваемую в обществе каждым его членом. Создание бренда несет в себе не только разработку логотипов, лозунгов – это создание целого корпоративного образа. Он определяет деятельность компании, качество сервиса, ведение дел, обещания, общение с потребителями, ассоциации, впечатление в социуме. Таким образом, видно, что брендинг неосязаем и присутствует только в сознании потребителей.
Задачами бренда являются разработка образа компании, его развитие, рост популярности, создание долгосрочной связи с покупателями.
Брендинг включает следующие этапы:
- Анализируется рынок, определяется и исследуется целевая аудитория.
- Разрабатывается брендовая стратегия, ее сущность и позиционирование.
- Создается (разрабатывается) бренд.
- Осуществляется продвижение брендинга.
- Оценивается эффективность созданного бренда путем мониторинга деятельности, проведения исследований.
Ценность данного понятия измеряется расширением потребительской аудитории, уровнем репутации компании.
Бренд складывается из следующих составляющих:
- Имя – основной элемент узнаваемости, при его выборе нужно помнить, что оно, как и людям, дается на всю жизнь. И если, например, концепцию рекламы можно изменить, то имя остается неизменным.
- Дескриптор – разъяснение того, чем занимается компания, т. е. это подпись к торговой марке.
- Слоган — уникальная фраза, способная выразить идею и философию компании.
- Идентификационная система — это обязательное условие для привлечения внимания потенциальных потребителей.
- Коммуникационные носители отражают идею, коммуникационная стратегия бренда определяет их выбор (интернет, радио, пресса, телевидение).
Айдентика
Корпоративная культура, фирменный стиль, визуальная идентичность – производные выражения от английского слова identity (идентичность). В русском языке употребляется как сленг – айдентика. Необходимость в применении данного понятия была вызвана ростом конкуренции, компаниям нужна была узнаваемость в социуме.
Смысл айдентики заключается в том, чтобы создать «лицо» фирмы, ее запоминающийся образ, по которому покупатель сразу узнает компанию. Таким образом, айдентика призвана помочь зрителю визуально узнать фирму. Правильно разработанный фирменный стиль способен создать впечатление процветающей компании, что вызывает доверие у потребителей. Айдентика позволяет сократить время и денежные средства на организацию рекламной деятельности.
Графически айдентика выражается в наборе определенных символов, геометрических фигур, различных линий. С помощью данных приемов создаются яркие и запоминающиеся образы, которые выделяют компанию из конкурентной среды, повышают ее узнаваемость и лояльность потребителей.
Схема работы по созданию визуальной идентичности включает следующие действия:
- Анализируется конкурентная среда.
- Сравниваются компании-конкуренты и выявляются отличительные особенности будущей фирмы.
- Создается стиль компании.
- По окончании проекта создания айдентики разрабатывается гайдлайн. Это документ, представляющий собой руководство по использованию уникального фирменного стиля.
Помимо вышеперечисленных преимуществ, айдентика позволяет сплотить коллектив в одну команду. Известно, что наличие в организации единой корпоративной культуры (стиля) способствует быстрому принятию решений сотрудниками, эффективной и слаженной работе.
Таким образом, можно сказать, что термины «бренд» и «айдентика» являются разными понятиями. Основное отличие заключается в их материальности: если айдентику можно увидеть в виде логотипов, штампов, визиток, клише, то бренд – это нематериальное воплощение, он представляет собой образ, идею, имидж. После создания платформы брендинга, образа фирмы, ее целей, имиджа в игру вступает айдентика. Определения имеют одну задачу – выдвинуть и продвинуть фирму на рынке, донести до потребителей ее ценности и дух. Понимая разницу между данными терминами, грамотно подходя к организации и созданию бренда, айдентики, компания делает верный шаг навстречу успеху!