Ключевые показатели эффективности

10519

Ключевые показатели эффективности (KPI) представляют собой базовую систему параметров, используемых с целью проведения оценки деятельности фирмы и ее достижений. Явление способствует формированию задач для дальнейшего развития. Система KPI (key performance indicators) предшествует проведению эффективного контроля активности работников в деловом плане и относится как к каждому в отдельности, так и ко всем вместе.

Данный элемент вместе с мотивацией персонала является неразрывным целым, поскольку они позволяют обеспечить создание эффективной и совершенной системы стимулирования сотрудников. Эти параметры могут быть разными и различаются, исходя из общей стратегии фирмы. Обычно используются для того, чтобы определить результативность работы персонала.

1

Немного истории

В качестве основателя данной системы выступает Питер Друкер, которому удалось превратить неизвестное и даже постыдное направление менеджмента в популярную научную дисциплину. Этот человек также является создателем системы, направленной на качественную и количественную оценку результатов, достигнутых фирмой в течение определенного временного периода.

Согласно Питеру, основная задача менеджеров – направить все усилия на избавление от «временных ловушек»: когда они вовлечены в процесс достижения текущих целей и занимаются исключительно решением текущих задач. Такой подход связан с тем, что в ежедневной рутине персонал забывает о конечной цели и дезориентируется.

«Управление по целям», созданное Питером Друкером, имеет несколько дополнительных элементов в виде современных концепций, возникших за последние десятилетия. Они содержат все необходимые критерии оценки деятельности фирмы, поэтому отражают ее работу со всех позиций.

Основные показатели эффективности

Показатели KPI разделяются по основным группам, рассмотрим наиболее эффективные из них.

Коммерческие количественные факторы

  • Фактический показатель выручки и его отношение к плановому значению
  • Прибыль, представленная выручкой за минусом расходов
  • Показатели дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Некоммерческие качественные параметры

  • Выполнение плана клиентской базы
  • Подача отчетов и соблюдение принципа срочности
  • Текучесть кадров на предприятии.

Все показатели рассчитываются в виде соотношения фактической величины к плановым показателям.

Основные требования

Есть ряд требований, предъявляемых к рассчитываемым параметрам. Они зависят от сферы деятельности фирмы и представлены единым комплексом, способствующим повышению эффективности.

  •   Строгая определенность и четкость
  •   Возможность достижения плановой величины, реалистичность целей
  •   Показатель рассчитывается в зоне влияния людей, работа которых оценивается
  •   Смысл играет важную роль
  •   Параметры могут являться общими и быть привязанными к цели, а также относиться к частным (для подразделений, отдельных работников).

Система мотивации: элементы

Начисление заработной платы

Если отсутствует лояльность персонала к компании, это чревато снижением эффективности системы управления. Руководство должно знать, что побуждает работников эффективно справляться с обязанностями, и мотивировать их на выполнение задач. В данном случае мотивация может быть материальной и нематериальной.

Система оплаты труда, созданная на базе KPI, способствует достичь целей обеспечения контроля показателей, направить персонал на достижение общей цели, вести управление бюджетом.

Методика формулы мотивации

Традиционно формула выглядит так:

Заработная плата = оклад + переменная величина.

В некоторых случаях за работу предполагается бонус (Заработная плата = оклад + переменная величина + бонус), тогда он добавляется к общей сумме заработной платы. Соотношение между неизменной и переменной величинами зависит от целей фирмы и специфики ее деятельности.

Пример

Менеджер по продажам в среднем зарабатывает 30 000 рублей за месяц. Складывается такая заработная плата из разных элементов: 30% фиксированной величины, 70% переменной, или наоборот. Данная схема является весьма агрессивной, поэтому зачастую применяется только при выводе нового товара на потребительский рынок.

Как KPI влияют на переменную часть

Например, можно определить базовые показатели эффективности для той или иной должности. Так, KPI 1 — % выполнения продажного плана, а KPI 2 – рабочего плана. Для установки влияния каждого из видов на переменную часть, необходимо определить вес каждого.

Доли каждого из элементов можно рассмотреть в специальной таблице.

 

Доля выполнения

Значение коэффициента

Мене 50%

До 0,5

50-90%

0,5

90-100%

1

Более 100%

1,5 и выше

 

Для того чтобы дальнейшие расчеты были упрощены, важно установить одинаковые значения коэффициентов для KPI1 и KPI2.

Таким образом, ключевые показатели эффективности – важные элементы в любой системе менеджмента. Именно возможность отслеживания эффективности труда каждого конкретного сотрудника приведет предприятие к достижению общей цели и повысит ее позиции на рынке.

 

«Z&G. Branding»

www.zg-brand.ru

 

Интересные статьи:

PEST-анализ

Дэвид Огилви. Отец рекламы.

Бренд-паразит. Плата за популярность.

 

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных