Франчайзинг – это форма сотрудничества, которая позволяет развивать сети розничных магазинов. Также это великолепная возможность для многих компаний открыть новые торговые точки, не вкладывая огромные суммы денег.
Подробнее о франчайзинге
Франчайзинг – это разновидность коммерческого сотрудничества, заключенная на длительное время. При этом компания – франчайзер предоставляет права продавать свои услуги и товары другой фирме франчайзи, которой также предоставляются права на применение торговой марки, дизайна и определенных маркетинговых технологий.
Франчайзи имеет определенные обязательства, включающие соблюдение стандартов качества и производственных и обслуживающих операций, установленных главной компанией. А также выплачивает необходимое вознаграждение. При этом франчайзер полностью контролирует данную компанию.
Система франчайзинга является взаимовыгодной для обеих сторон. Франчайзер получает возможность развивать свою компанию без значительных вложений капиталов. Кроме того, создается мотивация для малых компаний, так как ими руководит, не наемник, а хозяин.
А известная марка служит гарантией для франчайзи стабильности и выживания бизнеса.
Существуют у такой формы сотрудничества и определенные недостатки. Например, влияет такой фактор, как личные отношения между управляющими основной компанией и франчайзи. Также франчайзер может выдвигать дополнительные требования к заключению договора. У каждой компании есть свои методы контроля.
Существует риск, что в дальнейшем компания франчайзи воспользуется секретами компании и ее технологиями.
Создание франчайзинговой сети: что нужно учитывать
Далеко не все компании располагают возможностями, которые необходимы для развития франчайзинга. Дать предварительную оценку проекту помогут основные критерии:
- Сетевое предприятие должно обладать известным брендом: логотипами, узнаваемыми наименованиями и торговой маркой. Иногда для создания узнаваемого бренда требуются долгие годы.
- Бизнес фирмы сетевика должен иметь отличительные особенности: свои методы, технологии, имидж и систему.
- Значение имеет правильно просчитанные экономические возможности предприятия франчайзи. Его доходы должны покрывать существующие затраты и обеспечить заработки.
- Эффективность методов и технологий бизнеса должна быть доказана на практике.
Какой вариант франчайзинга выбрать?
Франчайзинговые сети бывают двух типов: бизнес-формата или товарного франчайзинга.
По правилам товарного франчайзинга франчайзи является продавцом товара компании на закрепленной территории. При этом компания может приобретать продукцию только основной компании. Кроме работы только с предоставляемыми продуктами других ограничивающих требований не бывает. Также франчайзи даются советы по расстановке товара, по оформлению помещения и наружных разновидностях рекламы.
Франчайзинг бизнес-формата считается более сложным в организационном плане. Он чаще всего применяется для развития продовольственных сетей. Важная черта такого вида ведения бизнеса – строгая регламентация всех действий, что включает множество моментов. Например, поиск хорошего места под объект и подробные инструкции для рабочих процессов.
Кроме регламентации такой вариант подразумевает постоянное взаимодействие сетевой фирмы и франчайзи, включающее обмен информацией и согласованность всех маркетинговых мероприятий. Логистические процессы от приобретения продукции и до контроля запасов производятся сетевым предприятием.
На практике редко встречаются данные системы в чистом виде. Товарный франчайзинг часто имеет некоторые бизнес-форматы.
Какие обязательства есть у компании франчайзера?
Обслуживание главным предприятием сети объектов имеет два этапа: постоянный и начальный. Начальный этап содержит такие мероприятия.
Изучение рынка и подбор места
Сетевое предприятие определяет перспективные региональные направления. Затем в выбранных регионах ведется поиск подходящих компаний.
После этого выявляется подходящее место под торговую точку. В этом случае создаются специальные анкеты. Место подыскивается в людных районах и это не обязательно центра населенного пункта. Это могут быть перекрестки или центральные площади. Особенно успешным считается размещение на правой стороне улицы.
Проектирование и планировка объектов торговли
Прежде всего, планируется размер магазина, а также выбирается специальное оборудование для осуществления торговли. Ремонт помещений осуществляется по стандартам компании. Составляется дизайн – проект помещения, который предполагает чертежи по планировке и расстановку мебели. В некоторых случаях поставка оборудования предлагается на условиях лизинга.
Консультирование по финансовым вопросам
Сетевая компания разрабатывает бизнес-план, включающий стандартный бюджет открытия бизнеса, графики платежей и целевые показатели.
Составляются специальные инструкции, которые определяют алгоритм действий, правила работы, отчетность бухгалтерского и финансового учета, стандартов обслуживания и политики мотивации.
Программы подготовки персонала и руководителей
Чтобы обучить ведению бизнеса предоставляются специальные программы обучения. Многие франчайзинговые центры имеют свои центры обучения.
Проводится обучение продавцов – консультантов, бухгалтеров и менеджеров. Управляющие проходят специальную стажировку в действующем магазине. Обучение чаще всего бесплатно, так как его стоимость входит в пакет франшизы.
Специальные программы
Для эффективной работы франчайзинговой сети предусмотрены специальные программы, которые работают в следующих направлениях:
- Руководство на местах. У каждого объекта есть специальный менеджер, который помогает решать проблемы.
- Планирование мероприятий и обеспечение рекламными материалами.
- Реклама дается как франчайзером, так и франчайзи. Только первый ее предоставляет на национальном уровне, а второй только на региональном.
- Обязательный контроль за качеством предлагаемых товаров.
- Обеспечение необходимой информацией на определенном рынке.
- Переподготовка персонала проводится через определенное количество лет.
Общие принципы формирования франчайзинговых сетей необходимо знать всем, кто планирует связать свою деятельность с ними.
«Z&G. Branding»
Интересные статьи:
Бренд-паразит. Плата за популярность.