Миллионам людей по всему миру поисковые системы ежедневно помогают находить нужную и актуальную информацию об интересующих местах, событиях, явлениях, предметах и личностях. Для миллионов компаний в разных странах и населенных пунктах поисковые ресурсы служат способом получить важные сведения о запросах своих целевых аудиторий – а это значит, понять, чем сейчас живет и дышит потребитель, что его волнует и на основе чего имеет смысл выстраивать с ним коммуникацию. Аналитики российского поискового сервиса Yandex.ru регулярно проводят исследования, позволяющие объективно воссоздать сферу популярных интересов его пользователей.
Пять популярных тем 2016 года
Ежедневно Яндекс принимает свыше 250 миллионов поисковых запросов. Каждый из них фиксируется, автоматически указываются сопутствующие сведения о времени и дате, регионе местонахождения пользователя, браузере, операционной системе. Единственная информация, которая остается «за кадром», относится к идентификации личности: и логин, и имя скрыты и в статистике не отражаются.
Одним из наиболее ожидаемых исследований Яндекса считается анализ тем года, касавшихся людей, вещей, событий и отражавших огромный всплеск интереса пользователей Рунета (шквальный рост числа поисковых запросов). Нюанс заключается в том, что это могут быть далеко не самые популярные области, коими год от года являются погода, социальные сети и порно, а те ключевые фигуры и события, которыми запомнились именно прошедшие 365 дней.
Информация о запросах ранжируется по силе всплеска (определяется разница между обычным уровнем интереса и его пиковым значением) и в разных регионах страны может быть неодинаковой. В 2016 году для России в целом топ тем представлен следующим образом:
1. События в России и в мире
В число трех наиболее волнующих тем данной категории вошли:
- выборы в России;
- выборы президента в США;
- свиной грипп в России.
Чуть меньше интереса вызвали развернувшийся допинговый скандал, убийство ребенка в Москве, крушение самолета в Ростове-на-Дону, конфликт в Нагорном Карабахе, вирус Зика, выставка «Без смущения» и «Пакет Яровой».
Зафиксированные запросы с большой долей вероятности свидетельствуют о том, что аудиторию Яндекса волнует тема безопасности (убийство, вирус, грипп, авиакатастрофа). Также можно сделать предположение если не об активной гражданской позиции пользователей, то как минимум о похвальном интересе к значимым и спорным политическим и культурным событиям и инициативам (выборы, конфликт, допинг и т.д.). Для сравнения, в 2014 и 2015 годах список топовых тем выглядел схожим образом:
2014 | 2015 |
1. IPhone 6
2. Лада Веста 3. Samsung Galaxy S5 4. Лоукостеры «Добролет» и «Победа» 5. Интернет-портал «Спутник» 6. МРКО 7. YotaPhone2 |
1. Samsung Galaxy S6
2. Windows 10 3. Телеканал «МАТЧ ТВ» 4. IPhone 6S 5. Океанариум «Москвариум» 6. Лада Веста |
2. Премьеры
Абсолютными лидерами по числу поисковых запросов в 2016 году стали:
- Новые модели IPhone;
- Московское центральное кольцо;
- Renault Kaptur.
Также интерес пользователей вызвали брекзит, Samsung Galaxy Note 7, аэропорт «Жуковский», гравитационные волны, Prisma, зеленая карточка в футболе и рельсотрон.
3. Интернет
Запросы, касающиеся интернета, в большей степени, чем предыдущие темы, имеют преходящий характер и отражают сиюминутный интерес аудитории. Так, больше всего в 2016 году пользователи искали:
- голосование за символы на купюрах;
- петиции на change.org;
- autonum.info.
Среди других популярных тем были названы: новый дизайн «Вконтакте», Жить.рф, #Бешенаясушка, Танцующий миллионер, Мистер Дудец, блокировка Linkedln, Face Swap. Несмотря на присутствие в топе явно развлекательных запросов, перечень свидетельствует о потребности граждан влиять на происходящее, будь то программа по похудению или глобальный проект #жить.
В 2014 году Яндекс не указал статистики по данной категории запросов, в 2015 году картина выглядела так:
2015 |
|
4. Спорт
Центральными событиями в спорте, исходя из интереса интернет-аудитории, стали:
- Олимпиада в Рио-де-Жанейро;
- Евро-2016;
- Чемпионат мира по хоккею.
Дополнили картину запросов Кубок мира по хоккею, Чемпионат мира по биатлону и Чемпионат России по футболу, а также ряд матчей (Россия-Словакия, Россия-Уэллс, Англия-Исландия (все-футбол) и бой Емельяненко-Мальдонадо).
2014 |
2015 |
1. Олимпиада в Сочи 2. Чемпионат мира по футболу 3. Чемпионат мира по хоккею 4. Бразилия-Германия (футбол) 5. Паралимпийские игры 6. Россия-Словакия (хоккей) 7. США-Россия (хоккей) |
1. Чемпионат мира по хоккею 2. Россия-Канада (хоккей) 3. Россия-США (хоккей) 4. Премьер-лига России по футболу 5. Чемпионат мира по биатлону 6. Россия-Черногория (футбол) 7. Летняя универсиада |
Таким образом, круг популярных спортивных тем из года в год остается практически неизменным: людей интересуют хоккей, футбол, биатлон и, разумеется, Олимпийские игры.
5. Мемы
Мемы стали, по сравнению с предыдущими годами, новой темой исследования Яндекса. По сути, мем – это слепок культурного сознания: идея, символ, образ действия или манера поведения, которые передаются от человека к человеку. Часто этот процесс носит стихийный и неосознанный характер.
В 2016 году наиболее популярными мемами, по данным исследования, стали:
- Лабутены;
- В Питере – пить;
- Денег нет, но вы держитесь.
Если мем, занимающий лидирующую позицию, относится к сфере женской моды (хотя «Ленинград» тоже сыграл в этом свою роль), то два других любопытны своим происхождением. Фраза из песни группы «Ленинград» («В Питере — пить») быстро стала расхожей и породила множество вариаций («В Питере – петь», «В Питере – жить» и т.д.). Реплика российского премьер-министра Д. Медведева «Денег нет, но вы держитесь», произнесенная в ответ на жалобу крымской пенсионерки, буквально взорвала интернет и стала афористичной.
Среди других мемов выделились: Дратути, Party like a Russian, сумка уборщицы «Газпрома», Челкастые, Красные штаны Пескова, Русиано и Телепортация в 2035 году.
Помимо уже названных тем, Яндекс ежегодно представляет результаты исследования по следующим категориям:
- Женщины
- Мужчины
- Фильмы
- Российские сериалы
- Зарубежные сериалы
- Игры.
География страны на топ запросов влияет незначительно, аналитики дополнительно раскрывают категорию региональных событий (стихийные бедствия, знаменательные даты и проч.).
Анализ поисковых запросов полезен для бизнеса тем, что дает представление об интересах современной аудитории и помогает находить приемы для выстраивания продуктивной коммуникации. Популярные персоны, события, фильмы, игры могут служить ориентиром для производства и размещения рекламы определения наиболее адекватных каналов передачи рекламного сообщения и выбора известной личности для продвижения бренда.