Под обширным понятием словосочетания «айдентика бренда» любой маркетолог найдет все средства, инструменты и способы, с помощью которых формируется торговая марка, ее характер и индивидуальность. Эффективной и правильной она становится только в тех случаях, когда потребитель с первых нот узнает фирменную песню, одним взглядом отличит банкомат обслуживающего банка от других аналогичных устройств и совершенно не глядя возьмет с полки любимую газировку. По сути, обсуждаемое сегодня понятие – это сложный механизм, состоящий из множества шестеренок-инструментов формирования бренда, и наша задача – понять, как они приводят в движение огромную машину под названием «айдентика» и тщательно изучить ее устройство.
Чтобы облегчить процесс знакомства с этим термином, достаточно привести несколько примеров: Дмитрий Нагиев и Анастасия Ивлеева – амбассадоры мобильного оператора, розовый кролик, бегущий всегда в два раза быстрее остальных - рекламная фишка одного из производителей батареек. А чего стоит эмблема в виде откусанного яблока на гаджетах известнейшего мирового бренда? Если вы поняли, о каких компаниях шла речь, значит маркетологи, занимавшиеся этими проектами, могут гордиться своей работой.
Какие задачи решает фирменная айдентика?
Многие подумают: айдентика не нужна среднестатистическому представителю российского мелкого или среднего бизнеса? Такое мнение – в корне ошибочно. Без уникального названия, логотипа, слогана, фирменной палитры и других элементов компания рискует быстро померкнуть среди конкурентов с грамотно выстроенной айдентикой. Она поможет быстро и эффективно решать следующие задачи:
- Повышение показателей узнаваемости и лояльности бренда;
- Эффектное выделение в конкурентной массе;
- Сокращение расходов на дорогостоящие рекламные кампании;
- Формирование нужного образа фирмы;
- Снижение издержек на продвижение линейки новых товаров;
- Увеличение продаж и, как следствие, прибыли.
Айдентика простыми словами – это то, что мы видим, слышим, улавливаем и запоминаем о бренде. Все то, что откладывается «на подкорке» и при помощи нейронных импульсов, посылаемых в мозг, заставляет нас ежедневно делать выбор в пользу того или иного бренда.
Виды айдентики
В разрезе глобального восприятия айдентика компании может быть стратегической и динамической. Однако эти две группы были разбиты специалистами на множество подгрупп. Разберёмся.
1. Традиционная айдентика. Ее загоняют в рамки фирменного стиля и этим и ограничиваются, строго соблюдая все правила брендбука. Отличный вариант для небольшого бизнеса – мини-пекарни, юридической фирмы, базирующейся на банкротстве, школы английского языка.
2. Динамическая айдентика подразумевает свободное использование стандартных логотипов и графики с полным сохранением «генетического кода» бренда. Такой подход позволяет адаптироваться под разные ситуации. Дизайнеры просто создают полный набор графических элементов, что называется, на все случаи жизни.
Ярким примером в данном случае служит полиморфный логотип. В новогодние праздники, например, к привычному логотипу дорисовывается снежинка, в марте – тюльпан, в мае – изображение вечного огня или георгиевской ленты.
Элементы айдентики
Разработка айдентики бренда включает в себя не только создание логотипа, фирменной палитры, шрифтов, вывесок, витрин и т.д. В это обширное понятие входят и другие составляющие:
Вербальная айдентика — это песня из рекламы, слоган, приветственный и прощальный текст консультанта при общении с клиентами, корпоративная мелодия и т.д.
![Group 43.png Group 43.png](/upload/medialibrary/7a0/mm912abh2c6dc359s0b3mih70fqs29un.png)
Маскот – фирменный персонаж, регулярно участвующий в рекламных кампаниях.
![Group 46.png Group 46.png](/upload/medialibrary/3b1/vdk711ux4y1rmp45k1243kvulavpk9pw.png)
Амбассадор бренда – публичная, узнаваемая личность, рекламирующая компанию.
![Group 44.png Group 44.png](/upload/medialibrary/07d/brig1rrv4sw6q1okz3956lg29b72kq2g.png)
Общепринятый символ. Он служит центральным элементом айдентики, на основе этого знака разрабатываются остальные элементы.
Понятно, что большим компаниям необходимо работать над созданием айдентики со всеми ее составляющими, тогда как мелкий и средний бизнес может позволить себе лишь ее классическое исполнение со строгими правилами использования логотипа, слогана, названия и т.д.
Как разработать айдентику бренда
Очевидно, что процесс разработки айдентики не стоит доверять дилетантам и любителям. Столь сложную работу могут выполнить только высококвалифицированные специалисты, обладающие определенными знаниями, навыками и колоссальным опытом. Творческая бригада может включать в себя дизайнеров, маркетологов, пиарщиков, музыкантов, художников и даже, если надо, мультипликаторов. В компании «Z&G.Branding» есть все необходимые специалисты для создания уникальной айдентики бренда.
Процесс создания айдентики состоит из следующих этапов:
1. Целеполагание (формирование визуального образа бренда, разработка фирменного стиля, философии, легенды).
2. Творческий процесс, по ходу которого определяется количество и состав элементов.
3. Составление технического задания. На данном этапе уже можно понять, каким должен быть и будет результат всей проделанной работы.
4. Формирование творческой бригады.
5. Контроль за работой команды. Здесь дается оценка промежуточным результатам, корректировка и исправление ошибок.
6. Разработка брендбука (документ, регламентирующий использование элементов фирменного стиля).
7. Утверждение айдентики и ее внедрение во все сферы деятельности компании.
Отметим, что первому этапу работ по созданию айдентики предшествует многодневная и кропотливая аналитика: определение целевой аудитории, мониторинг рынка, анализ конкурентоспособности компании, преимуществ аналогичных фирм, оценивание текущих трендов. На основе полученных данных определяется позиционирование и закладывается платформа бренда. И если вся вышеперечисленная работа выполнена безукоризненно и сформирован фундамент предстоящего проекта, утвержденная команда специалистов начинает заниматься разработкой элементов айдентики.