Каждая компания, заинтересованная в своём развитии рано или поздно сталкивается с вопросами как эффективнее отстроиться от конкурентов и идентифицировать бренд на рынке. Прежде всего, возникает необходимость в собственных «правилах» и нормах компании. Мы решили выяснить, что же такое Брендбук, кому он нужен и насколько он важен для современных компаний существующих на рынке.
Что такое Брендбук?
Такое понятие как «Брендбук» не имеет чёткого и единого определения. Кто-то считает, что Брендбук это руководство по использованию бренда и его продвижению на рынке.
Есть даже определение, что Брендбук — это библия компании. Такое определение с недавних пор закрепилось среди бренд-менеджеров и маркетологов многих региональных компаний.
Возьмём для примера крупную компанию с узнаваемым и известным на весь мир брендом – Apple. На данный момент компания Apple, является одним из самых дорогих и популярных брендов во всем мире. Ежедневно в компанию приходят новые сотрудники и главной задачей руководителя является передача ценностей и стандартов бренда. При этом очень важно донести все уникальные черты и позиционирование бренда, расходуя при этом минимальные ресурсы и время. Для этого и нужен Брендбук, в котором обязательно содержится вся необходимая информация и миссия компании.
Что такое гайдбук и катбук ?
Гайдбук — это руководство по использованию фирменного стиля, документ, в котором прописываются правила построения и использования основных элементов фирменного стиля. Чем больше и полнее будет Гайдбук, тем проще и спокойнее можно будет взаимодействовать компании с креативными агентствами, типографиями и другими подрядчиками.
Катбук — является техническим руководством. Например, при оформлении вывесок, фасадов или витрин. Всё перечисленное требует соблюдения единых технических правил.
Должны ли руководители вмешиваться в процесс разработки Брендбука?
Большинство собственников бизнеса и директоров ответили бы однозначно — «Да», ведь, в первую очередь собственники владеют всеми тонкостями и спецификой бизнеса и знают о своей компании всё и даже больше! Кроме того решения принимает именно руководитель! Он лучше всего знает своего потребителя и то, что необходимо ему донести. Руководитель должен суметь правильно сформулировать задачу для маркетолога, дизайнера и контролировать процесс на каждом этапе разработки.
Представители же рекламной деятельности имеют на этот счёт своё мнение. Они считают, что последнее и решающее слово должно оставаться за специалистом, разрабатывающим платформу бренда. Иначе, зачем вообще нужно обращаться к специалистам и профессионалам в области брендинга?
Конечно, отдавать весь процесс создания Брендбука другим людям будет не совсем корректно и правильно, даже если в нём будут принимать участие самые лучшие специалисты. Поэтому лучшим решением станет групповая и командная работа на основе «обратной связи», как со стороны Заказчика, так и со стороны исполнителя, конечный результат которой будет принимать владелец бизнеса.
Какой нужно закладывать бюджет на разработку Брендбука?
Как правило, профессионально разработанный Брендбук не может обойтись дешево. Поэтому, закладывая бюджет нужно помнить о том, что окончательная цена может оказаться выше, чем вы думали. Существует множество факторов, влияющих на увеличение стоимости. Это может быть: сокращение сроков, дополнительные разработки по позициям, профессионализм и опыт специалистов.
Очень важно понимать, что создание Брендбука – очень важный и ответственный шаг для развития компании. Разработать стандарты и нормы, описать миссию и стратегию бренда возможно только на основе глубоких исследований и анализа сферы деятельности компании.
Но, создание красивого и полноценного Брендбука ещё не решение всех задач. Грамотное внедрение и обучение персонала по работе с «библией компании» не менее важная задача. Для достижения глобальных целей, успеха и решения стратегических задач необходимо учитывать оба фактора!