Модель Canvas или Lean Canvas – это простой способ записи возможностей при развитии бизнеса. Данная модель была создана семь лет назад и используется в основном при создании стартапов. Данный метод придумал и разработал Эш Маурья. Сам автор не думал, что его теория возымеет такой эффект. На данный момент его модель преподают в более чем в двухстах университетах мира. А на его основе созданы сотни тысяч моделей для различных отраслей бизнеса.
Таблица Модели Canvas:
Заполнение таблицы нельзя назвать сложным, ведь ее можно использовать на любом моменте развития фирмы, как при создании компании, так и для действующего предприятия. В ней заключены девять пунктов, которые необходимо заполнить. Для удобства модель можно распечатать на формате А1 или А2, приклеивая стикеры в нужное поле.
Пункт один: сегменты потребителей
В данном поле вам необходимо указать сегменты ваших покупателей. Кто они? Что им необходимо? Что заставит их отвернуться?
Также можно выделить два ключевых вопроса: Для кого мы работаем? Кто самый важный клиент для нас?
Следовательно, если вам важен возраст, то указываете его, если профессия, то его и т.д.
Пункт два: ключевые ценности
В данном поле вы должны выделить то, что именно покупают ваши клиенты. Помните, что необходимо не описать товар, а указать, что он делает, какую проблему решает. Если это цветы, то сделать подарок, поднять настроение. Если пуховик, то это тепло, удобство, красота.
Отдельно можно проанализировать то, что покупатель хотел бы купить. Возможно, то, что он приобретает, не совсем то, что ему необходимо, и приобретает товар только из-за отсутствия альтернатив.
Из этого можно понять, почему тот или иной потребитель работает с вами. Возможно, у вас хороший ассортиментный ряд или хорошее месторасположение, но товарный выбор невелик.
Пункт три: каналы сбыта
Это каналы, с помощью которых вы контактируете с покупателем. Помните, что нужно учитывать каждый шаг: первый контакт, убеждение, доставка, реклама и т.д. Из этого можно выделить такие вопросы, как: Через какие каналы наши клиенты хотят получать наши ценности? Через какие каналы они их получают сейчас? Какие из них наиболее эффективны?
Пункт четыре: отношения с клиентом
Это то, во что выливается ваше общение с потребителем и как вы работаете с их сегментами.
Из этого также выливаются несколько необходимых для ответа вопросов: Какие у нас отношения с каждым из сегмента? Как они интегрированы? Насколько дороги для нас?
Пункт пять: потоки доходов
В данном блоке выделяются все потоки доходов с разделением на типы. Например, постоянный доход с фиксированной ценой, изменяющиеся продажи, аренда, по группам клиентской базы, типам продаж и т.д.
Не забывайте отмечать характеристику и долю каждого потока. Так вы наглядно увидите главные и побочные потоки, создающие доход. Это помогает при построении стратегии: на чем стоит сконцентрировать внимание, а что можно не замечать.
Пункт шесть: ключевые ресурсы
В данном блоке выделяются все необходимые ресурсы. Не стоит забывать обо всех типах, например для производства, для построения отношений, для каналов сбыта.
Также стоит разбить ресурсы по группам: финансы, человеческие, нематериальные и т.д.
Пункт семь: ключевая деятельность (мероприятие)
Данный блок стоит понимать следующим образом: какие шаги необходимо пройти для этапов упомянутых выше.
Вопросы для понимания блока можно сформулировать так: Какие ключевые действия необходимы нам для работы? Для каналов сбыта? Для выстраивания отношений с клиентом? Для получения и учета потоков доходов?
Другими словами, в данном блоке указываются основные шаги самих работ вашего бизнес-процесса.
Пункт восемь: ключевые партнеры
Здесь необходимо указать тех партнеров, без которых ваша фирма не может существовать. Например, поставщики, фрилансеры, преподаватели, консультанты и т.д.
Также существует список вопросов для простоты, в него входят: Кто наши ключевые партнеры? Кто наши ключевые поставщики? Какие ключевые ресурсы мы от них получаем? Какие мероприятия они для нас делают?
Пункт девять: структура расходов
В данном блоке должны быть выделены все наиболее важные ресурсы, например постоянные и переменные издержки, расходы на заработную плату, цены ресурсов, выплаты кредитов и т.д. Для наглядности можно указать их долю расходов за промежуток времени.
После построения модели следует показать ее компетентным людям, которые смогут указать на ваши проблемы при построении бизнес-модели. Lean Canvas – это гибкая модель, поэтому ее можно и даже необходимо дополнять или вовсе приписывать при подготовке стартапа. Также возможно, что у вас сначала будет несколько бизнес-моделей, не стоит этого бояться, вероятно, это, наоборот, вам поможет.
Если у вас нет возможности проконсультироваться со специалистом, вот несколько пунктов, которые помогут проверить себя:
- Все блоки заполнены.
- Отсутствие противоречивости. То есть, если вы указали, что используете дорогостоящие методы продвижения, то в затратах у вас это должно указываться.
- Лаконичные и точные формулировки.