Метод полевых маркетинговых исследований, позволяющий получить информацию от клиентов непосредственно после взаимодействия с продуктом. Это разновидность опроса, который проводится в специально отведенном для этой цели помещении. Этот метод исследования предполагает тестирование продукта непосредственно перед проведением опроса.
Холл-тест позволяет получить информацию о восприятии:
- товара или услуги
- названия
- логотипа/фирменного стиля
- упаковки
- рекламы
- и др.
А также оценить тестируемый материал по различным характеристикам. Главным преимуществом этого метода является то, что респондент может оценить не только визуальную составляющую, но и информацию, поступающую от других органов чувств: аудиальную (слуховую), осязательную, обонятельную, вкусовую (и их конбинацию). Это происходит из-за обязательного контакта респондента с тестируемым объектом до проведения опроса. Например, если в рамках hall-теста проводится исследование пиццы, то респондент получает пиццу в фирменной коробке, после чего пробует продукт и только потом приступает к заполнению опроса.
Типы hall-тестов
Существует несколько видов типирования холл-тестов:
По указанию бренда:
- Открытые, в этом случае бренд известен респонденту;
- Слепые, когда марка не указывается (тогда респондент получает пиццу в небрендированной упаковке) . Такие исследования проводят для продуктов, имеющих известность у потребителей. Бренд не указывают, чтобы не допустить искажения ответов в зависимости от репутации бренда. Самым ярким примером такого тестирования была слепая дегустация Pepsi и Coca-cola. Результаты этого тестирования легли в основу рекламной компании, позволившей Pepsi занять значительную долю рынка в 80-х.
По количеству продуктов:
Оценочные, когда проводится исследование только одного объекта
Сравнительные, когда в исследовании сравниваются несколько разных объектов (например, сравнение упаковки с конкурентами). Сравнение можно проводить используя шкалы для определения конкретной характеристики или анализируя объекты попарно. В последнем случае респондент должен выбрать наиболее предпочтительный вариант и прокомментировать свой выбор.
Задачи, которые может решить hall-тест
- Определение приоритетных для потребителя характеристик товара;
- Анализ отношения потребителей к тестируемым объектам;
- Поиск путей усовершенствования объекта
- Анализ восприятия целевой аудиторией ( и ее отдельными сегментами) рекламных материалов;
- Определение предпочтительного варианта отдельных свойств товара (например, цветов);
- Тестирование нейминга и визуальных атрибутов торговой марки;
- Тестирование дизайн-макетов упаковки;
- Поиск наиболее эффективно воздействующих на потребителя рекламных коммуникаций
- Сравнение товара с конкурентами
В исследовании обычно принимают участие от ста до четырех сотен респондентов. Исследование проводится в специально оборудованном месте. Например, для тестирования рекламных роликов в помещении необходим экран, для тестирования пищевых продуктов могут понадобиться чайник и микроволновка. После тестирования продукта респонденту может быть предложена как форматизированная анкета, так и интервью в более свободной форме. Стандартная анкета включает в себя от пяти до пятнадцати вопросов, однако ее содержание и объем может значительно варьироваться в зависимости от целей исследования.
Преимуществом холл-тестов перед обычными опросами является то, что исследование проводится в более комфортных условиях для респондента, а значит, опрос может быть более продолжительным, чем, если бы он проводился в месте продаж. Чтобы сократить время проведения интервью, можно проводить несколько опросов в одном помещении единовременно. В этом случае комнату для опроса разделяют перегородками – так ответы одного респондента не будут оказывать влияние на других опрашиваемых.
При необходимости такое исследование может проводиться с использованием современных технологий, когда ответы респондентов обрабатываются в режиме реального времени и результаты поступают заказчику в онлайн режиме.
Преимуществами такого способа проведения hall-теста могут быть:
- демонстрация компьютерных моделей упаковки, что снижает затраты на производство прототипов
- при проведении исследования одновременно в нескольких точках все данные собираются на сервере одновременно
- экологичность – снижается потребление бумаги
- Более строгий контроль качества работы интервьюеров
- Сокращение временных затрат на обработку полученных данных.
В целом холл-тесты хотя и отличаются трудоемкостью, зарекомендовали себя как эффективное средство для решения различных маркетинговых задач.