Многие исследования доказали, что человек в первую очередь воспринимает цвет, а потом уже совершает действия, будь то покупки или выбор, в пользу какого либо товара. Цвета воздействуют на чувства и эмоции человека. По данным исследований только 20 % цвета «поглощаются» зрением, остальные 80 % воспринимаются нервной системой. Установлено, что каждый цвет вызывает ассоциации на подсознательном уровне человека.Цвет способен вызывать разные эмоции: привлекать, отталкивать, успокаивать, будоражить и тревожить.Психология воздействия цвета оказывает одинаковое действие на всех людей без исключения.Например, заходя в магазин, мы ищем товар на основе уже имеющегося образа в голове.Если стоит цель купить банку сгущёнки, то глаза невольно будут искать бело-синее сочетание цветов.
Это происходит потому, что при взгляде на тот или иной цвет, у человека происходит спонтанная ассоциация цвета и образа, который с ним связан.Именно поэтому производители тратят большие деньги, на тестирование и тщательный выбор для своей будущей цветовой гаммы.
Существует гипотеза, выдвинутая психологами о влиянии определённых цветов на отожествление товара с различными категориями.Например, такие цвета как чёрный, белый, синий, красный и золотой – относятся к «дорогим» цветам. В сознании потребителя такие цвета ассоциируются с элитным сегментом. Практика показывает, что действительно, сочетания синего или чёрного с золотым, очень часто встречаются в товарах высокого ценового диапазона.
Если рассмотреть бренд «народного» потребления, например, McDonald’s , то сочетание красного и жёлтого цвета ассоциируется с ощущением веселья, радости и теплоты.
Свои ассоциации есть с зеленым и голубым цветами. Обычно такие цвета принято использовать, чтобы показать свежесть и натуральность.
Но есть цвета, которые совсем нежелательно сочетать друг с другом, такие сочетания могут вызывать негативные эмоции у потребителя.Такими сочетаниями могут быть: фиолетовый и оранжевый, ярко малиновый и красный, бирюзовый и зелёный и.т.д.
Как известно, все цвета вызывают множество ассоциаций и обладают психологическим воздействием:
Красный — страсть, сила, уверенность, стремление, воля.
Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну, кровь. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями, также он обозначает власть и величие. Из всех цветов, которые могут быть использованы в логотипе или упаковке, красный имеет самое сильное действие на психику потребителя.
Примеры: «МТС», «Coca-Cola», «Old Spice»
Белый – чистота, невинность, легкость, цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии.
Белый цвет олицетворяет единство и свободу, открытость и равенство, легкость и коммуникабельность.Однако если белого цвета слишком много, то он может ассоциироваться со скукой, разочарованием, изоляцией и отрешенностью. Производители часто использую белый цвет чтобы подчеркнуть легкость.
Примеры: «Vogue», «Parliament», «KENT», «Raffaello»
Черный – твёрдость, солидность, мудрость, глубина.
Черный цвет загадочен и таинственен, привлекает и бросает вызов. Этот цвет изысканный и торжественный, он олицетворяет достоинство и изящество. Избыток черного цвета ведет к доминированию отрицательных черт, таких как, депрессивность, жестокость, разрушительность. Черный цвет отлично сочетается с большинством других цветов. Сочетание черного и белого выглядит стильно, изящно и элегантно, чаще всего используются производители дорогого парфюма, одежды от кутюр, драгоценности. В логотипе, упаковке или рекламе черный цвет выглядит исключительно солидно и надежно.
Примеры: «Hugo Boss», «Armani»,«Carte Noire»
Серебрянный – свобода, стремительность, современность, освещенность.
Цвет стиля и движения вперед. Негативными чертами можно назвать двуличность, лживость и не ответственность. Серебристый привлекает внимание, это цвет дорогих вещей.
Примеры: «Samsung», «Pepsi light.
Золотой – роскошь, богатство, желание выделиться.
Этот цвет подчеркивает свою избранность. Но при этом это цвет патологии и недоверия. Золотой цвет активно используется в оформлении упаковки.
Примеры: «Золотая марка», «Балтика 5», «Золотая бочка»
Оранжевый — жизнерадостный, импульсивный.
Символ движения и активной жизни. Этот цвет повышает аппетит, согревает, держит в тонусе и возбуждает. В кафе используют оранжевые тарелки и декор в интерьере, т.к. это повышает аппетит и стимулирует к дополнительным заказам еды.
Примеры: «МОТИВ»,«Fanta»
Желтый – цвет жизни и солнца, энергичный, творческий, оригинальный, веселый.
Это цвет открытости и общительности, стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни. Так же, желтый обозначает болтливость, нетерпимость, рассеянность и стремление критиковать.
Примеры: «Nuts»,«Maggi»,«Lipton»,«Pedigri»
Зеленый – экологичный, натуральный, чистый, свежий, спокойный.
Зеленый цвет оказывает целительное, расслабляющее действие, успокаивает, снимает боль и усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый — цвет травы и листьев. Так же, зеленый обладает отрицательными характеристиками – это эгоизм и ревность. В силу своих характеристик – зеленый, наименее утомляющий глаза цвет.
Примеры: «Доктор Мом», «Добрый», «Ahmad»
Розовый – дружелюбный, добрый, женственный, романтичный.
Прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими. Если, такого цвета будет очень много, то он может говорить о легкомысленности.
Примеры: «Viness», «Mary Kay», «Barbi»
Синий – преданность, вечность, верность, чистота, спокойствие, чувство удовлетворения, отдых, духовная и интеллектуальная жизнь, дипломатия.
Синий цвет означает идеализм, организованность и силу духа. Этот цвет гармоничен и несет в себе внутреннюю силу, он успокаивает и снимает стресс. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом. Синий цвет в логотипе сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красного, никогда не вызовет отрицательных эмоций. Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, постоянство, расположение.
Примеры: «Nivea», «Lowenbrau», «Clearasil»
Голубой — благополучие, надежность, верность, прохлада.
Голубой цвет несет в себе практически те же характеристики, что и синий.Голубой – символ холода и чистоты, а так же цвет мира и всеобщей гармонии. Этот цвет способствует снижению аппетита, поэтому не рекомендуется использовать в кафе, продуктовых магазинах.
Примеры: «AquaMinerale»,«Миф»
Фиолетовый – неординарный, независимый, экзотичный, интеллектуальный.
Цвет внутренней сосредоточенности, цвет-загадка и цвет-сюрприз. Фиолетовый один из самых тяжелых для восприятия цветов.
Примеры: «Мilka»
Коричневый – стабильность, надежность, комфорт, приземленность, реалистичность.
Коричневый цвет – это цвет традиционности. Цвет шоколада, какао и кофе.
Примеры: «Henessy », «А.Коркунов», «Dove»
Таким образом, зная то, как цвет влияет на психику человека, можно научиться контролировать эмоции потребителей и влиять на их выбор в свою пользу.