Сегодня одежда и обувь Nike известна, практически, каждому жителю планеты. Конкурируя с другим мировым гигантом спортивной индустрии Adidas, этот бренд является общепризнанным лидером, предлагающим потребителям удобную, стильную, легкую продукцию для активного отдыха, соревнований и профессиональных тренировок по теннису, баскетболу, бегу и легкой атлетике.
По данным специалистов на долю Nike приходится 45% всей обуви для спорта, реализуемой в США. Ее продукция занимает от 31-35% всего мирового рынка одежды и кроссовок для занятий спортом. Оборот данной компании превысил 20 миллиардов долларов, а товары ее производства популярны в большинстве стран на всех континентах. Почти за пятьдесят лет предприятие, которое было основано бегуном, специализирующимся на средних дистанциях, Филом Найтом и его компаньоном-тренером, превратилось в мировой бренд, доминирующий на рынке.
В начале 60-ых годов 20-ого века, в США была серьезная проблема со спортивной обувью собственного производства, она стоила около 5-ти долларов, но была очень неудобной и некачественной. Очень много спортсменов пользующихся ею натирали себе ноги, буквально, до кровавых мозолей. Более высокое качество было у германской обуви, но она стоила намного дороже – 30 долларов. Эти проблемы заставили задуматься Фила Найта, бегуна из университетской команды, который вместе с собственным тренером Б. Бауэрманом решил исправить положение.
На оригинальное решение Найта и его спортивный наставник Билл Бауэрман, создают небольшое предприятие Blue Ribbon Sports в 1964-ом году и начинают работать. Фил едет в Японию и заключает там контракт с местным предприятием Onitsuka Tiger, контракт на производство и последующую поставку кроссовок в США. Интересно, что первые партии обуви на улицах реализовывал сам 26-летний Найт прямо из собственного микроавтобуса-фургона.
Фирма развивалась довольно быстро: только за первый год собственной деятельности удалось заработать около 8 тысяч долларов. Довольный собственным успехом Фил берет на работу первого наемного сотрудника. Им оказался Джеф Джонсон, который спустя небольшое время предложил переименовать предприятие в Nike, в честь древнегреческой богини символизирующей Победу. Так бренд получил новое название. Джонсон принес в Nike новую стратегию продаж – индивидуальный подход к потребителям, учет их мнений и пожеланий. Он узнавал телефоны клиентов и спрашивал о качестве приобретенной продукции, узнавал, есть ли у обуви, какие-либо недостатки, предлагал им новые модели, терпеливо выслушивал предложения и отзывы.
Такой тщательный анализ мнений потребителей и стал основой для успеха Nike. К концу 60-ых годов, компания стала интенсивно развивающейся структурой. В Санта-Монике состоялось торжественное открытие первого фирменного магазина. В 1968-ом году потребителям был предложен новый вид кроссовок с отличной амортизацией. Начало 1970-ых годов ознаменовалось разрывом отношений с японским предприятием-партнером Onitsuka Tiger. Эта компания производящая обувь для Nike решила, что Найт и Бауэрман зарабатывают чересчур много денег на их обуви. Но Фил предвидел подобное развитие событий и заранее связался с иным японским предприятием — Nisho Iwai. Тогда же руководством Nike было принято важное решение – запустить свои производственные линии на территории США. У них было для этого все – увеличивающаяся известность бренда, отработанные способы реализации обуви, технология производства и, естественно, необходимый капитал.
1971-ый год оказался знаменательным для Nike. Студентка Каролин Девидсон, тогда обучавшаяся в Портлендском университете, придумала, ставший сегодня знаменитым логотип компании. Он символизировал собою крыло богини победы – древнегреческой Ники. Ее вознаграждение тогда было символическим, всего 31 доллар. Позже, когда Nike стал мировым лидером, Фил очень щедро отблагодарил Девидсон. Она получила дорогой перстень из золота с собственным логотипом и некоторую часть акций этой компании.
Большую популярность Nike принесла инновационная технология. Она была придумана Бауэрманом. Сидя на кухне и осматривая вафельницу супруги, он понял, что кроссовки с подобной подошвой, будут более легкими и существенно увеличат импульс при беге.
Вторым прорывом компании была разработка Френка Переса. Будучи бывшим инженером NASA, он придумал специализированную систему амортизации, которая намного продлевает срок эксплуатации кроссовок. И после его настойчивых обращений в Nike, его обувь с «подушкой из воздуха» Nike Air, представленная потребителям, завоевала весь мир, будучи более прочной и удобной, чем иные варианты.
Сегодня Nike — бренд, являющийся лидером в сфере производства спортивной обуви и предметов одежды. На его предприятиях работают 38 тысяч сотрудников, чистая прибыль значительно превышает 2 миллиарда долларов, производства компании расположены и в Китае, Индонезии, Вьетнаме, Мексики и иных странах. Некоторые СМИ очень сильно критикуют Nike за использование дешевого труда в данных странах и плохих условий для работы, но корпорация продолжает развиваться, представлять общественности свою новую продукцию, спонсировать спорт и привлекать самых известных и популярных спортсменов в США и мире, рекламирующих их обувь и одежду. В рекламе Nike учавствуют такие спортсмены как Майкл Джордан, Рональдо, Тайгер, Вудс и многие другие.
Принципы успеха:
— инновационные технологии. Компания делает все, чтобы их изделия были комфортными, великолепно смотрящимися и выгодно отличалась от аналогичной продукции иных брендов;
— привлечение известных спортсменов. Майкл Джордан и многие другие звезды спорта, рекламирующие продукциюNike , донесли ее привлекательный образ до каждого потребителя, сделав бренд еще более популярным.
Сведения о компании:
— дата создания – 1964-ый год;
— страна бренда – США;
— президент – Марк Паркер;
— председатель совета директоров Фил Найт;
— Ника (Nike) – имя крылатой древнегреческой богини олицетворяющей победу.
Интересный факт:
— Благодаря Nike, его основатель Фил Найт одно время был шестым в списке наиболее богатых американцев, заработав состояние 3,8 млрд. долларов, а сейчас по данным Forbes находится на 22-ом месте с состоянием 7,4 млрд. долларов.
«Z&G. Branding»