История бренда Ашан – это прежде всего история французской семьи Мюлье. Не смотря на то, что это семейство является самым богатым в стране, ни один из его членов не входит в списки Forbes. Дело в том, одиннадцать детей Луи Мюлье и Маргариты Летьен, производителей шерстяной пряжи, решили не делить наследство, а собрали все ресурсы воедино, договорившись о совместном владении. Сейчас в семействе Мюлье более 550 человек, в равных долях владеющие семейными предприятиями.
Идея открытия знаменитого супермаркета принадлежит Жерару Мюлье-Матиасу (в семействе принято добавлять к своей фамилию жены после бракосочетания). Еще его отец пытался открыть розничный магазинчик, но попытка оказалась провальной. Жерар быстро входит в семейный бизнес, он с рвением относится к работе и берется решать любые проблемы. Однажды, пытаясь лично починить внезапно вышедший из стоя станок, он лишился двух пальцев. Его рвение было замечено и оценено по достоинству. В 27 лет он уже занимал пост директора по продажам.
Поворотным моментом в истории семьи стал вояж Жерара в Америку, где он познакомился с новым форматом торговли – супермаркетами. У этого формата было несколько преимуществ:
— Благодаря находящейся рядом парковке, люди приезжали на собственных автомобилях и закупались на неделю вперед.
— Самообслуживание не только позволяло снизить нагрузку на персонал, но и повышало доверие к товару, который легко можно было рассмотреть вблизи.
— Постоянные акции и скидки привлекали все больше покупателей.
В семье к этой идее отнеслись скептически, и, чтобы минимизировать возможные убытки, изменили своей традиции, предложив Жерару найти делового партнера. Им стал Мишель Сегар, вложивший в Ашан 600 тысяч франков. Увы, судьба не сразу была благосклонна к новому бизнесу. Первый год работы был убыточным, Жерар и партнер, не имея достаточного опыта, совершили несколько существенных ошибок. Встал вопрос о закрытии супермаркета, но отец Жерара, побеседовав с ним, дал время на исправление ситуации.
За три следующих весьма напряженных года, партнер Жерара вышел из бизнеса, сам Мюлье успел многому научиться у опытных продавцов, и дела наладились. Низкие цены привлекают множество покупателей. В 1967 году, когда Жерару исполнилось 36 лет, открылся первый гипермаркет площадью 12 000 метров2. Через десять лет, сотрудников Ашан стали поощрять за достойный труд акциями фирмы, таким образом, в их руках оказалось 17% от всех акций.
1981 году сеть преодолевает границу Франции. Магазин был открыт на территории Испании. Затем сеть покорила и другие страны, в России Ашан открыли в 2002 году, за четыре года до того, как основатель сети передал дела наследникам.
Название Ашан происходит от нарочитого искажения названия Hauts champs – «Высокие поля», места, где находился самый первый магазин. А птица на логотипе напоминает о птичьем пении au chant.