Брендбук. Руководство на 100%

11665

Брендбук, без сомнений, – вещь нужная и полезная, однако его разработка требует много ресурсов. Каждой ли компании он нужен?

Как понять, что настало время для создания брендбука вашей компании?

  • Ваша компания расширяется, и вы хотите сохранить неизменным фирменный стиль, однако проконтролировать это на месте вам не удастся.
  • Вы упаковываете франшизу для продажи.
  • Менеджеры не могут четко и внятно объяснить, кто является вашей целевой аудиторией.
  • Отдел маркетинга не выдерживает единой коммуникационной стратегии. Каждое рекламное сообщение говорит о чем-то новом для потребителя. Нет единого образа бренда.
  • При печати цвета изменились и теперь вывески на разных филиалах не похожи одна на другую.
  • Логотип на листовках растянулся и побледнел.

1

Что такое брендбук?

Часто под брендбуком понимают лишь свод правил, относящихся к применению графических элементов бренда. Обычно, говоря о брендбуке, подразумевают буклет, в котором описаны правила использования логотипа (указан минимальный размер, свободное поле, пропорции) и элементов фирменного стиля (шрифтов, эмблем и прочего). То есть это справочная информация, предназначенная исключительно для дизайнеров, разрабатывающих рекламные материалы или оформление офиса. Иногда туда включают и краткую справку о материалах, которые необходимо использовать, например толщину бумаги для визиток или номер цветов пленки разных компаний, разрешенной для оформления вывесок и витрин. Без сомнений, такой буклет необходим, однако брендбук – это более широкое понятие.

Брендбук – это элемент внутренней документации, позволяющий упорядочить внутреннюю и внешнюю коммуникацию бренда. Он не является формализованным документом, скорее просто проясняет общий вектор коммуникации. Брендбуку под силу решение множества задач: представление позиционирования компании, защита имиджа, налаживание коммуникации между филиалами, выстраивание отношений с партнерами и многое другое.

Поэтому к разработке брендбука нужно подходить ответственно и последовательно. Прежде всего, необходимо четко определить целевую аудиторию, для которой предназначены ваши продукты или услуги. Целевая аудитория должна быть описана подробно, для этого недостаточно просто указать социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень дохода), необходимо учесть психологические особенности ваших потребителей, их ценности и интересы.

Основываясь на потребностях и ценностях целевой аудитории, разрабатывается образ компании, который будет воспринимать потребитель. Позиционирование должно быть не просто описано парой предложений, а учитывать несколько планов воздействия на потребителя (как минимум, рациональный и эмоциональный). Чтобы упростить задачу, образ бренда можно сформировать на основе того или иного архетипа или воспользоваться моделью 4D бренда.

И только после этого разрабатывается часть, контролирующая фирменный стиль бренда, разработанный с учетом все этих особенностей.

Типичный брендбук может содержать следующие пункты:

      1. Миссия и философия компании (в этот пункт также включается описание целевой аудитории, истории компании – то, что помогает получить общее представление об образе фирмы).
      2. Ценности бренда (в данном пункте подробнее раскрывается схема создаваемого образа. На какие именно ценности он должен опираться и как воздействовать на них в коммуникации).
      3. Логотип (этот пункт описывает уже существующий логотип компании, он систематизирует аспекты его использования, предостерегает дизайнеров от ошибок):
        • Основные элементы логотипа.
        • Расположение, свободное поле логотипа.
        • Правила размещения логотипа.
      4. Варианты использования логотипа:
        • Горизонтальная однострочная компоновка логотипа.
        • Взаимодействие логотипа с адресным блоком.
        • Масштаб логотипа.
      5. Цветовое решение логотипа, корпоративная цветовая гамма (описание цветовой схемы бренда, часто в этом разделе описываются технические характеристики, необходимые для производства печатной продукции, вывесок и т.д.):
        • Цвета, используемые в логотипе.
        • Корпоративная цветовая гамма, цветной фон.
        • Недопустимое использование логотипа.
        • Монохромное изображение логотипа.
      6. Корпоративные шрифты (описание корпоративных шрифтов и их использования в тех или иных случаях):
        • Рекомендации по использованию шрифтов.
        • Цвет и размер шрифта.
        • Рекомендации по использованию названия в теле основного текста.
      7. Основной элемент системы визуальной идентификации (кроме логотипа часто используется какой-либо узнаваемый фирменный элемент – полоска, орнамент, фигура – этот раздел описывает именно его).
      8. Основные элементы деловой документации (бланк, визитка, конверт, папка, Благодарственное письмо).
      9. Правила создания рекламных макетов (основное композиционное решение, необходимые константы).
      10. Фирменный стиль в одежде сотрудников:
        • Одежда сотрудников торгового зала.
        • Одежда сотрудников склада.
        • Нагрудный бэйдж.
        • Галстук.
        • Платок.
      11. Сувенирная продукция:
        • CD (обложка и яблоко).
        • Приглашение.
        • Открытка.
        • Бейсболка.
        • Футболка.
        • Флаг настольный.
        • Знамя (вертикальный, горизонтальный варианты).
        • Кружка.
        • Чашка с блюдцем.
        • Зажигалка.
        • Ручка.
        • Пепельница.
        • Брелок.
        • Часы настенные.
        • Ежедневник.
        • Блокнот.
        • Визитница.
        • Пакет (майка, бумажный).
        • Наклейка (с адресным блоком и без адресного блока).
        • Подставка под мелочь.
        • Куб-блок.
      12. Основные положения внешней идентификации:
        • Вывеска.
        • График работы.
        • Уличный указатель.
        • Стелла.
      13. Основные положения внутренней идентификации:
        • Указатели.
        • Таблички.
        • Ценники.
      14. Основные положения в наружной рекламе:
        • Щит 6х3.
        • Перетяжка.
        • Лайт-бокс (световой короб на подставке).
      15. Оформление автотранспорта:
        • Легковой автомобиль.
        • Грузовой автомобиль.
      16. Термины, используемые в BrandBook.
      17. Контактная информация.

Конечно, перечень позиций брендбука выстраивается, исходя из потребностей конкретной фирмы. В него всегда могут быть добавлены элементы, которых требует специфика отрасли или бренда. Качественно проработанный брендбук всегда является результатом тесного взаимодействия заказчика и исполнителя.

  • 1
    Share

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Ваше имя*
Телефон*
Комментарий*
E-mail*

я даю согласие на обработку своих персональных данных